Оперативное утверждение 24 военных священников РПЦ в Центральном федеральном округе, вполне возможно, является «плановым» прорывом проблемы со стороны Минобороны. Сразу после выборов в Госдуму решается главная, на взгляд власти, задача — патриотической консолидации.
Проблемой духовенство в армии стало после того, как в 2009 году президент Медведев дал указание вводить этот институт в воинских частях и округах (наряду с основами религиозных знаний в школах), а Минобороны этот вопрос затягивало, не очень понимая, как эта система должна быть устроена. Представители Церкви жаловались на нерасторопность министерства в прессе и самому президенту, и в какой-то момент в авральном режиме было принято Положение о помощниках командиров по работе с верующими. Положение долго скрывалось, как и тот факт, кто и как будет выбирать капелланов.
В результате Минобороны поступило, что называется, «топорно», в прямом противоречии с любым международным опытом – за окормление всех верующих официально отвечают только православные священнослужители, кроме некоторых имамов в мусульманских республиках. Во время слушаний в Госдуме в 2010 году представители Минобороны прямо заявляли, что это объясняется тем, что только представителей РПЦ власти считают благонадежными, верными власти патриотами, а все остальные, особенно распространившиеся на Дальнем Востоке и в Сибири протестантские церкви — это опасная «пятая колонна», которую опять же чуть ли не сама Хилари Клинтон из рук кормит.
Никто представителей хотя бы большинства религиозных объединений в Минобороны не собирал, никаких дискуссий и консультаций не было. Судя по всему, ведомство Сердюкова отдало все на откуп одному человеку — протоиерею Дмитрию Смирному, главе Синодального отдела по связям с вооруженными силами, который выступил накануне выборов против всеобщего избирательного права и известен тем, что отрицает многоконфессиональность России, считая глупым называть так «православную» страну.
Вот и получилось, что институт военного духовенства в России попирает свободу совести, Минобороны не интересны неправославные (кроме Северного Кавказа), и служит идеологии. А конкретнее — прямо противоречит нормам Конституции РФ, закону "О статусе военнослужащего", который запрещает создание религиозных объединений в воинских частях и содержит норму, что государство не несет ответственности за удовлетворение религиозных нужд военнослужащих.
Символично, что сразу после вызвавших народное недовольство выборов стали быстро решаться задачи патриотического воспитания. Воспитанные отцом Дмитрием Смирновым и отцом Всеволодом Чаплиным священники будут смело кричать: «Не допустим кровавого воскресенья!», «Не нужна нам западная демократия!», «Духовность, соборность, единство — выше прав человека».