НОВОСТИ

11 ЯНВАРЯ 2012 г.

С первого взгляда кажется, что отец Всеволод Чаплин выдумывает какие-то ура-патриотические утопии, подразумевающие введение военного положения, абсолютное презрение к демократии и к интеллигенции. Кроме того, отец Всеволод не хуже, а может быть, и лучше, более обстоятельно, чем Навальный, разыгрывает карту русского национализма. Я бы даже сказал, что он делает это более убедительно, поскольку в его устах националистические призывы не выглядят популизмом – это национализм от чистого сердца, основанный на вечной идее, что в русской империи интересы русских попраны и унижены (следующий шаг – объяснить народу и молодчикам-активистам, кем они попраны, и устроить погром).

Надо отдать должное последовательности отца Всеволода, принципиальности его взглядов, выраженных еще в книге заметок «Лоскутки», да и раньше во многих выступлениях. Для отца Всеволода всегда было очевидно, что вся эта свобода и ее глашатаи – эти образованные демократы-интеллигенты – только губят страну. В мыслях отца Всеволода вырисовывается образ православно-советской империи, недаром он называет в качестве людей, которые должны возглавить патриотическое телевидение, Аркадия Мамонтова и Александра Крутова. Один — образец пафосной, с застывшей слезой, патриотической пропаганды, другой — православного «совка» (достаточной вспомнить программу «Русский дом» на канале «Московия» с генералом КГБ Леоновым и журнал «Русский дом»). Стоит также напомнить, что отец Всеволод поддерживал «Русскую доктрину», документ, разработанный в православной патриотической тусовке, где империя, национал-патриотизм, корпоративно-сословный строй и православие с армией определяют жизнь страны. То есть ничего нового в словах отца Всеволода по сути нет.

Можно предположить, что отец Всеволод как бы уравновешивает куда более демократические заявления патриарха Кирилла, который уже вроде готов и к модернизации. Своими словами отец Всеволод показывает, что Церковь поддержала бы, в случае чего, и силовой вариант развития событий, подавления зародышей «цветных» революций и выступлений «сетевых хомячков» — их массовый призыв в армию отец Всеволод благословил.

Возможно также, что отец Всеволод обращается к православной общественности, которая в значительной степени настроена против Запада, демократии, не приемлет либералов. То есть заявления отца Всеволода – не только эпатаж московской публики, но и слова для внутреннего пользования.

Однако по опыту анализа заявлений отца Всеволода, когда он был еще заместителем митрополита Кирилла, я бы сказала, что во многом позиция Чаплина – это доведенные до логического конца, заостренные мысли самого Кирилла, которые он как просвещенный митрополит, а теперь патриарх высказать не может, так как это будет звучать дико и глупо. У отца Всеволода это получается вполне органично, так как непонятно до конца, шутит он или нет, формально же – это его личное мнение. Вместе с тем, это личное мнение очень странно выглядит в устах главы отдела, который отвечает за взаимоотношения с обществом. Получается, что значительную часть этого общества он предпочел бы видеть либо в армии, либо в тюрьме, либо в эмиграции.

Версия для печати