В том, что в Самарской думе одобрили идею о введении в школе должности завуча-батюшки, нет ничего удивительного. Ведь она пришла в голову местным казакам, а казаки нынче главные авторитеты в религиозно-культурной сфере. Выставку запретить или спектакль отменить для них плевое дело. Ну а батюшку в школе завучем поставить — кто же возразит? Казаков подстегнул пример Рамзана Кадырова, который выступил с аналогичной инициативой в Чечне. С той разницей, разумеется, что там завучем будет мулла, а не православный священник. Кадыров, конечно, не турецкий султан, но одной с ним веры, поэтому и ответ у казаков вышел, как положено, боевым и задорным. Им не привыкать сражаться с басурманами.
Возникает, однако, вопрос. То, что школы должны готовить будущих участников межрелигиозных конфликтов, вполне нормальная идея для казаков, но как она должна восприниматься обычными гражданами? В цивилизованном обществе давно уже принято считать, что школы служат для культурной интеграции людей, особенно в таком многонациональном и поликонфессиональном государстве, как Россия. То есть должны воспитывать не казачью воинственность, а миролюбие. Однако лидеры отечественных религий (и прежде всего православия) сделали все возможное, чтобы убедить государство в том, что в школах надо ввести основы религиозной культуры. И государство с этим в конце концов согласилось, подорвав светский характер образования и создав предпосылки для тех инициатив, которые последовали как на Северном Кавказе, так теперь и в Поволжье. Можно ожидать, что последуют и другие в подобном духе.
Вот только РПЦ они не принесут ничего хорошего. Не стоит забывать, что на Северном Кавказе родители сами выбрали для преподавания детям ислам, тогда как в Самарской области (как и в других российских регионах) большинство предпочло, чтобы детишки изучали светскую этику. Сколько бы ни радовались в РПЦ тому, что православные составляют 80% населения, о реальной приверженности вере говорит не эта триумфальная цифра, а то, чего «православные» родители желают для своих детей. А желают они вовсе не то, что исламские — для своих.
Присутствие муллы в школе вряд ли кардинально изменит отношение к исламу в Чечне, а вот насильственное водворение завуча-батюшки в Самарской губернии, а то и в других российских регионах не только не подстегнет интерес к православию, но, напротив, вызовет еще большее от него отторжение.