НОВОСТИ

20 НОЯБРЯ 2012 г.

Когда эта премия задумывалась, словосочетание «российский научпоп» было чем-то вроде оксюморона. Премия создавалась на пустом месте. Была мечта раскачать волну, стимулировать рынок, стимулировать авторов к написанию книг. Непонятно, что произошло — то ли мы действительно всколыхнули что-то, то ли просто угадали момент, но научпоп в сравнении с тем, что было, стал очень востребован, книг все больше и больше.

В гуманитарной номинации четыре книжки, из которых две написаны непосредственно про Россию, а еще две — про Японию и Византию, но они имеют к России чуть ли не большее отношение, чем первые две. Книга о Японии, победившая в этой номинации, повествует о том, как за шестьдесят лет до «японского чуда» возникла японская нация, что явилось основной предпосылкой «японского чуда». Книга написана, с одной стороны, захватывающе, с другой стороны, очень квалифицированно и качественно, и мы видим, как из аморфного состояния кристаллизуется нация. Это очень интересно читать сегодняшнему россиянину. Книжка про Константинополь — это книжка про город, которого уже нет, слово «путеводитель» в названии несколько игривое. Это в своем роде аналог книги Якова Перельмана «Занимательная физика», написанный гуманитарием. Автор говорит: «Бери эту книгу, поезжай в тот город, которого уже нет, езжай, пока не поздно, пока все не разрушили, и ищи вместе со мной то, что искал я, — может быть, ты найдешь больше, чем я». Это исследование, которое читатель совершает вместе с автором, глядя у него из-за плеча. Какой-то чудесный популяризаторский трюк. И, конечно, русским интересно читать про Византию, потому что во всем мире считается, что у русской цивилизации византийские корни.

Выбрать одну из четырех естественно-научных книг было трудно. Отдельно хочется отметить личность лауреата. Это неутомимый, оголтелый популяризатор и лектор, который читает лекции монахам в семинарии, будучи атеистом, пятилетним детям на книжном фестивале, пишет бесконечное количество научно-популярных книг, возится со студентами. Прочитав его книги, люди становятся астрономами. В своей речи сегодня автор сказал, что мечтает, что его студенты, в свою очередь, напишут научно-популярные книжки и снесут его с Олимпа.

Надо заметить, что вся наша деятельность в рамках «Просветителя» приносит богатый урожай очень разного рода. Например, есть книги, которые не вошли в шорт-лист, но их авторы — очень интересные лекторы и популяризаторы, они щедро делятся своим временем и по нашей просьбе ездят по городам и весям и читают лекции. Есть книги, которым премию не дают и не должны были бы — например, пронзительный мемуар питерского энтомолога Виталия Танасейчука, который сначала с убийственным реализмом описывает свое детство в ссылке в военные годы, когда он чуть не умер от голода, а потом представляет нам человека с сачком и пробиркой, который шестьдесят лет ходит по территории России и других стран и собирает мух. Эту книгу я прочитал за ночь, не отрываясь. Я привел этот пример, чтобы показать, что наш продукт — не только лауреаты и не только финалисты, наши достижения — это и публичные лекции, и книги, которые мы отправляем в библиотеки, и промоушн этих книг в соцсетях. Это целая вселенная, которую затеял Дмитрий Зимин. Свою мотивацию он объясняет очень просто: он гедонист и хочет получать от жизни удовольствие.

Версия для печати