КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеСмена парадигмы

27 СЕНТЯБРЯ 2013 г. ВЛАДИМИР ВОЛКОВ

Мария Олендская / ЕЖ


Едва заявив о полной заморозке тарифов естественных монополий на будущий год, власти стремительно отыграли назад – льготой сможет воспользоваться только промышленность, а ценник для населения все же вырастет. Этот маневр в очередной раз свидетельствует о том, что приоритеты правительства в политике стимулирования роста экономики изменились. Главная ставка теперь делается не на потребительский спрос, а на инвестиции.  

А какая хорошая была идея – запретить Газпрому, РЖД, энергетикам, коммунальщикам и прочим слугам трудового народа поднимать стоимость своих услуг на целый год, дав всем остальным вздохнуть чуть свободней.

Не получилось.

         Решение о заморозке тарифов на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, услуги ЖКХ на 2014 год, высказанное в начале месяца премьером Медведевым, было одобрено на позапрошлой неделе на совещании у президента Путина. 

Но уже 19 сентября выяснилось, что оно пересмотрено. Как рассказал руководитель МЭР Алексей Улюкаев, тарифы не изменятся только для предприятий, тогда как для граждан они будут увеличены на величину текущей инфляции минус 30% – то есть на 4,2%.

Сэкономленные средства – около 130 млрд рублей – промышленность, как надеются в правительстве, сможет направить на инвестиции, что дает основания для увеличения прогнозного роста ВВП в будущем году на 0,2%, до 3%. При этом индексация тарифов для населения, которое таким образом не сможет сэкономить 40 млрд рублей, приведет к дополнительному росту инфляции, по оценке МЭР, на 0,2%, до 4,8%.

Почему решили разворачивать на ходу согласованное и почти утвержденное решение? Особенной интриги здесь нет. Как это уже неоднократно бывало, когда «силы зла» в правительстве покушались на святое – доходы и маржу тех самых «естественных монополий» и «государственных корпораций» – «силы добра» (в их же лице), как правило, находили нужные аргументы, чтобы спустить все на тормозах.

И на этот раз события развивались по накатанной. Громче – и страшнее – всех прозвучали голоса главных лишенцев. А именно: в РЖД оценили потери из-за отказа от индексации тарифов на будущий год в 93,2 млрд рублей. В результате компании, по словам ее представителей, пришлось бы урезать инвестпрограмму на 124 млрд рублей, а попутно сократить 62,1 тысячи сотрудников.

А вскоре в унисон выступило «наше все» – Газпром, где подсчитали, что полная заморозка тарифов в 2014-м и их индексация лишь на размер инфляции в последующие два года обойдется монополии в 510 млрд рублей недополученной выручки. Разумеется, придется сокращать и капзатраты на 407 млрд рублей, а это ставит под угрозу 300 тысяч рабочих мест.

В общем, испугали-додавили.

При этом сами монополии, судя по всему, отделаются лишь самым легким испугом. Во всяком случае, на компенсацию хотя бы части своих предполагаемых потерь они могут рассчитывать наверняка. В скобках замечу, что для той же РЖД выпадающие из-за заморозки тарифов доходы предполагалось напрямую компенсировать из бюджета. Правда, размеры потенциальных потерь РЖД в правительстве оценивали в более скромные 77 млрд рублей.

Не бросят в беде и Газпром. Не далее как в эту пятницу Дума преподнесла монополии приятный подарок, отложив реформу НДПИ на газ (она подразумевает увеличение ставок налога) на полгода. Теперь вместо 1 января, как предполагалось ранее, они должны вступить в силу только с 1 июля.

Но к ярким победам монополистов над здравым экономическим смыслом нам давно не привыкать. Другое дело – население, которое своего дееспособного лобби в правительстве (не подумайте на народных депутатов) не имеет. И которому стоит готовиться к тому, что налоги (в числе прочих платежей) будут для него только расти.

Не секрет, что до недавнего времени правительство ставило на увеличение потребления как на один из важнейших драйверов роста экономики. Однако, судя по всему, эта ставка свое отыграла.

Источники увеличения доходов (и трат) населения практически исчерпаны. В частности, государству больше не по карману повышать зарплаты бюджетникам – предложения об их заморозке уже в Думе.

Стимулировать спрос за счет увеличения потребительского кредитования тоже не получится – рынок перегрет, и ЦБ намерен всерьез взяться за его охлаждение, опасаясь полноценного банковского кризиса. Не говоря о том, что правительство, очевидно, мало устраивает то, что большая часть этих денег шла на оплату импортных товаров.

А раз так, то о повышении платежеспособности потребителей не стоит больше тревожиться (благо выборы уже прошли). И можно начать повышать им тарифы (чего стоит инициатива об «энергетическом пайке»), налоги (скажем, на имущество), ну и до кучи штрафы (привет автолюбителям).

Иными словами, правительство больше не заботится о том, чтобы оставить у населения побольше денег. Оно меняет тактику, оставляя деньги у самой промышленности, – в расчете на те самые инвестиции, которые простимулируют рост.

Оправдаются ли эти надежды?

Так, по мнению отдельных экономистов, остановка повышения тарифов практически не повлияет на темпы промышленного производства, поскольку прирост обработки будет нивелирован потерями сектора генерации и распределения электроэнергии, газа и воды, а также добывающего сектора.

         Кроме того, частичная заморозка тарифов, ставшая большой неожиданностью для главы ЦБ Набиуллиной, приведет к более существенному, чем ожидалось, росту инфляции. А значит рассчитывать на долгожданное снижение процентной ставки, что повысило бы доступность кредитов для всей экономики (а не отдельных избранных предприятий), в ближайшее время не приходится.

         Что касается смены взглядов правительства на источники экономического роста, то несомненным бенефициаром этого процесса окажется российский ВПК, поддержка которого со стороны государства (смотри проект бюджета на 2014 год) существенно возрастет, тогда как расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение – то есть на граждан – заметно снизятся. Насколько же эффективно оборонка тратит и инвестирует деньги, все хорошо наслышаны. Достаточно сказать, что в прошлом году гособоронзаказ был выполнен только на 80%, тогда как выделенный бюджет военпром освоил полностью.

Разумеется, не стоит беспокоиться за судьбу заполонивших российскую экономику монополий и госкорпораций – с их раздутыми штатами, зарплатами, непрозрачностью закупок и несоразмерными инвестпрограммами.

Вас еще что-то удивляет? 

Фотография Марии Олендской ЕЖ


Версия для печати
 



Материалы по теме

На кого Бог пошлет // АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН