Бюджет
21 ноября 2024 г.
Конфискационный бюджет
2 ОКТЯБРЯ 2013, МАКСИМ БЛАНТ

ИТАР-ТАСС

Российское правительство выполнило требование Бюджетного кодекса: проект главного финансового документа страны – федерального бюджета на 2014-16 гг. внесен в Государственную Думу 30 сентября, в последний предусмотренный законодательством день.

Чиновники тянули до последнего вовсе не из желания «поинтересничать». Мрачные прогнозы, ставшие причиной отставки вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, начали сбываться: государство не в состоянии профинансировать щедрые предвыборные обещания «тандема», закрепленные в указах президента Путина. И в этом году до последнего момента Минфин судорожно искал деньги.

Результаты этих поисков выглядят, с одной стороны, не слишком убедительно, а с другой – попросту шокирующе. Одним из основных источников латания бреши в государственных финансах станут пенсионные накопления. Если верить газете «Ведомости», то сами чиновники называют изрядную часть доходов 2015-16 годов «фантазиями», имеющими к реальности мало отношения. За два года подобного рода «фантастических доходов» набирается на полтора триллиона рублей. Чего стоит одна только надежда на массовый выход из тени российского бизнеса и резкий рост собираемости налогов. Если верить Минфину, за «трехлетку» сознательные бизнесмены принесут в казну дополнительно более 400 миллиардов рублей, причем более 350 миллиардов из них – в 2015-16 годах.

Что же касается наиболее приближенного к реальности проекта на следующий год, то «наскрести» требуемые суммы не удалось, даже сократив «незащищенные» статьи расходов. Не помогло и замораживание зарплат госслужащих. И Минфин нашел «нестандартное» решение, объявив, что в следующем году российская пенсионная система будет «временно страховой». В переводе на человеческий язык это означает, что будущие пенсионеры, в том числе и те, кто перевел свои средства в негосударственные пенсионные фонды или отдал в управление частным управляющим компаниям, накоплений на свои индивидуальные счета не получат. Все деньги поступят в распределительную систему и будут выплачены нынешним пенсионерам. А пенсионерам будущим в качестве компенсации «нарисуют» эти деньги в страховой части. Минфину это позволит сэкономить без малого четверть триллиона. Более того, пенсионные накопления за нынешний год, переведенные в НПФ или в частные УК, должны в следующем году вернуться в ВЭБ.

И это еще не все. «Молчуны», начиная с 2015 года, окончательно лишаются накопительной части, все их взносы без остатка пойдут в распределительную систему. Интересно, что Минфин объясняет необходимость «пенсионного маневра» вовсе не острой нуждой, которую испытывают госфинансы, а необходимостью реформировать негосударственную пенсионную систему. Предполагается, что со следующего года ЦБ начнет проверку всех негосударственных фондов. Чтобы продолжать работать с пенсионными накоплениями, НПФ должны также за 2014-2015 годы сменить организационно-правовую форму и войти в создающуюся систему гарантирования. Логика странная. Это как если бы во время создания системы гарантирования вкладов перевели принудительно депозиты из всех коммерческих банков на год в Сбербанк. Интересно было бы посмотреть на российскую банковскую систему после подобного эксперимента.

Как-то давно уже принято считать, что основная масса населения в России – «молчуны», с изрядной долей фатализма относящиеся к собственным пенсионным перспективам и мало интересующиеся своими пенсионными накоплениями. Однако, по оценкам участников рынка, количество клиентов негосударственных пенсионных фондов (причем основная масса – те, кто перевел свои обязательные накопления из ВЭБа) составит 20 миллионов человек. Причем, это – 20 миллионов наиболее социально, экономически и политически активных граждан страны. Именно у них правительство собирается конфисковать годовые пенсионные накопления, обещая вернуть деньги когда-нибудь потом. После этого всерьез рассчитывать на массовый выход из тени российского бизнеса и резкий рост собираемости налогов, мягко говоря, наивно.

Это означает, что Россия в условиях все еще высоких цен на нефть и так и не наступившего мирового кризиса оказалась на пороге серьезного бюджетного кризиса, а к списку практически разрушенных государственных институтов вот-вот добавится и едва родившаяся негосударственная пенсионная система.


Фото ИТАР-ТАСС/ Даниил Колодин

 












  • Леонид Гозман: Сложившееся летом ощущение враждебности системы нормальному человеку, моральный императив «протестовать» никуда не делись. Заднего хода тут нет.

  • BFM.RU: Представители всех фракций в Мосгордуме поддержали бюджет Москвы на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.

  • Дмитрий Гудков: Вот ради этих денег и пересажали всю настоящую оппозицию летом, избили тысячи людей, завели московское дело и продолжают ломать судьбы в судах и тюрьмах.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ясно было, что бюджет Москвы примут. Почему же так противно?
28 НОЯБРЯ 2019 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В минувшую среду Московская городская дума сразу в двух чтениях утвердила столичный бюджет. Многие эксперты полагают, что жесткость власти, проявившаяся во время летнего противостояния с оппозицией, не в малой степени связана именно с этой финансовой процедурой — доходная часть московского бюджета почти три триллиона рублей. Эти цифры сопоставимы с бюджетом всей Украины и примерно в пять раз превышают бюджет Санкт-Петербурга. Однако документ был принят без особого драматизма. Обеспечив с помощью ОМОНа и подконтрольных судов вполне устраивающий московские власти состав нового созыва МГД, мэрия могла уже всерьез не волноваться за итоги голосования по бюджету...
Прямая речь
28 НОЯБРЯ 2019
Леонид Гозман: Сложившееся летом ощущение враждебности системы нормальному человеку, моральный императив «протестовать» никуда не делись. Заднего хода тут нет.
В СМИ
28 НОЯБРЯ 2019
BFM.RU: Представители всех фракций в Мосгордуме поддержали бюджет Москвы на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.
В блогах
28 НОЯБРЯ 2019
Дмитрий Гудков: Вот ради этих денег и пересажали всю настоящую оппозицию летом, избили тысячи людей, завели московское дело и продолжают ломать судьбы в судах и тюрьмах.
Кадыров – России: «Дай больше денег и не мешай!»
14 ДЕКАБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Президент Путин во время Всероссийского открытого урока 13 декабря призвал россиян опираться только на себя и не ждать помощи от государства. Но этот совет актуален не для всех соотечественников. В частности, в большом интервью, которое глава Чеченской республики Рамзан Кадыров дал сотруднице телеканала «Россия 24», продемонстрирован принципиально иной взгляд на отношения с российским государством: «Люди думают, что Россия дает Кадырову большие деньги, поэтому Чеченская республика цветет и расцветает. Если бы по программе (имеется в виду федеральная целевая программа. – И. Я.) нам необходимые деньги выделили – мы сделали бы больше. И еще больше, если бы нам не мешали». 
Прямая речь
14 ДЕКАБРЯ 2018
Дмитрий Орешкин: Деньги расходятся по только Кадырову известным каналам, а на выходе из этого «чёрного ящика» путинская вертикаль получает стабильность.
В СМИ
14 ДЕКАБРЯ 2018
Ведомости: Согласно бюджету республики на 2018 г., доходы Чечни составляют 71,9 млрд руб., однако 60,8 млрд руб. — безвозмездная финансовая помощь.
В блогах
14 ДЕКАБРЯ 2018
Alexander Tevdoy-Burmuli: А уж как процветали бы Тверская, Псковская, Читинская и прочие области, если бы им дали хотя бы 50% вложенных в Кадырова денег…
Правительство избавляется от ученых. За ненадобностью
1 АВГУСТА 2016 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В распоряжение журналистов из «Газета.ру» попала служебная справка, подготовленная Минобрнаукой к бюджетному совещанию у премьера Медведева. Из документа следует, что в ближайшие пару лет рабочие места потеряют более десяти тысяч сотрудников различных научных учреждений. Необходимость провести массовые сокращения в научной среде чиновники объясняют отсутствием ранее предусмотренного финансирования. Проблема заключается не только в том, что нет денег на уже согласованные и утвержденные научные программы, в общей расходной части будущего бюджета подлежит сокращению доля науки и образования.
Прямая речь
1 АВГУСТА 2016
Евгений Ясин: Рассматривая вопросы сокращения расходов, я бы в первую очередь увеличивал бы сокращения за счёт содержания армии и силовых структур.