Нужна политическая забастовка
Еще не до конца остыли эмоции после выборов московского мэра, а политические силы (не все, но некоторые) начали готовиться к предстоящим выборам в Мосгордуму. Когда они, предстоящие, случатся, толком никто не знает. Информация противоречива. Кто-то верит в установленный законом раз и навсегда единый день голосования – 8 сентября, а кто-то вспоминает об умении власти в нужный момент подгонять закон под политическую целесообразность. Источники «Коммерсанта», например, утверждают, что голосование может пройти уже в марте – после декабрьского самороспуска столичной думы. А, значит, предвыборная гонка вот-вот начнется.
О намерении в нее ввязаться уже заявил Михаил Прохоров. Тот самый, который не моргнув глазом признал, что выставил свою кандидатуру на президентских выборах после «согласования» с Владимиром Путиным. Ради участия в выборах он даже готов пожертвовать своими зарубежными активами, включая американский баскетбольный клуб, – процесс их перевода на родину в самом разгаре. Бизнесмен Прохоров теперь пойдет, конечно, до конца и в выборах поучаствует.
Не дремлют и его конкуренты на либеральном фланге. Только что стало известно о создании коалиции для участия на выборах в Мосгордуму. «Договорились на троих» – так назвал новость kasparov.ru. Среди участников коалиции партия Навального «Народный альянс», «Партия 5 декабря» и РПР-ПАРНАС. Предполагается, что будет сформирован единый список по одномандатным округам. Перед составлением списка проведут праймериз. Таковы планы.
Кроме того, есть еще «Яблоко». Пусть и лево-, но либеральная всё же партия. Во всяком случае, претендующая примерно на тот же электорат, что и все вышеназванные. Стоит ли говорить, что никакие договоренности с Григорием Явлинским достигнуты не будут?
Итого: в наличии три достаточно крупные политические силы. На них на всех в Москве имеется от 20 (результат Прохорова на президентских выборах) до 30 (совокупный результат Навального и Митрохина на мэрских) процентов голосов избирателей. Каждая из этих сил имеет свое преимущество. Миллиарды, Навальный и бренд «старейшей демократической партии», соответственно. Борьба ожидается не шуточная. Вот только победителей в этой борьбе, по-моему, не предвидится. Участники лишь растащат свой, пусть и не малый, но и не великий электорат по партийным норам.
А ведь будет еще графа «Против всех». Такое предложение внесла, и весьма «своевременно», Валентина Ивановна наша, Матвиенко. И ее уже поддержали. Да и как не поддержать, если графа эта, появившись, оттянет на себя часть протестного голосования? Те, кто не увидят в избирательном бюллетене свою партию, больше не станут голосовать за «Справедливую Россию» или КПРФ и спокойно выразят свое «фэ», откусив у каждого из допущенных оппозиционеров по изрядному куску голосов. Таким образом, в Мосгордуме окажется если и не горстка, то горсть представителей оппозиции.
Ну и как они, депутаты городского всего лишь парламента, смогут существенно повлиять на ситуацию в стране? Не только российского масштаба режим Путина, но и столичный режим Собянина их просто не заметит. Все нужные решения продавят лояльным большинством. Энергия же особо буйных оппозиционеров, если таковые имеются, рассеется в борьбе за мелкие бытовые вопросы городского хозяйства. Буквально уйдет в канализацию. Единственное оправдание, которое можно придумать энтузиастам урны и бюллетеня – это их личные политические бонусы. Я в топе, в «движухе», а до остальных мне и дела нет. Тогда да, тогда понятно. Но…
Не лучше всё же занять честную и чистую позицию и вовсе отказаться от участия в спектакле, на который власть допускает избирательно? Не становиться спарринг-партнерами, а по сути – политическими штрейкбрехерами власти, а объявить самую настоящую политическую забастовку? По принципу «свобода для всех». Или свободные выборы с участием всех – или бойкот выборов.
Кстати, в более авторитарной, чем Россия, Белоруссии местная оппозиция пришла к этой идее несколько раньше. Что закономерно. Самая мощная компания бойкота прошла перед последними выборами осенью 2012 года, когда с дистанции снялись почти 70 процентов оппозиционных кандидатов. Режим мгновенно сделал выводы, и сейчас законопроект о запрете(!) пропаганды бойкота проходит парламентские слушания. Первое чтение уже прошел. То есть Лукашенко увидел в этом угрозу своей власти. Слышите, УГРОЗУ ВЛАСТИ. Доверяйте его инстинкту. А нам, в России, слабо?
Оппозиции следовало бы отказаться в соучастия в срежиссированном властью спектакле и солидарно, общими силами пропагандировать идею бойкота выборов. Печатать мегатонны агитматериалов, распространять их через региональные партийные структуры, в сети, выступать, доказывать личным примером. И добиться в итоге снижения явки до психологически критического порога. Когда власть окажется «избрана» подавляющим меньшинством, легитимность ее будет подорвана. Моральное право на власть будет подорвано. Повод будет найден.
А иначе любители играть в предвыборные «поддавки» однажды действительно рискуют превратиться в Оппозицию Его Величества, как предрек Гарри Каспаров.
Ещё раз повторю: чтобы добиться свободных выборов, не надо участвовать в несвободных. Это не я сказал.