КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеРокировочка

15 НОЯБРЯ 2005 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
rg-amorozov.ru
Полпредов Кириенко и Пуликовского удалили с поля; министра обороны Сергея Иванова назначили еще и вице-премьером, а главу президентской администрации Дмитрия Медведева то ли повысили, то ли понизили до первого вице-премьера.
Пища политологам на неделю. Что бы это значило?

Судя по всему, Кириенко и Пуликовский пострадали за одинаковый проступок: за попытку самостоятельной игры на поле губернаторских перестановок. Согласитесь, губернаторов у нас предлагает президент Путин. И право выбора губернаторов отняли у народа не для того, чтобы передать какому-то полпреду.

Поэтому, например, переговоры, которые вел Кириенко в своей Нижегородской области, могли быть неправильно поняты. Тем более что Кириенко, как говорят, вел переговоры сразу с двумя – с главой местного ЗАКСа и мэром Нижнего Новгорода. И, бог знает, что эти раздраженные неудачей люди могли сказать в Кремле. Они могли, например (исключительно в порядке мести), наклеветать на бедного полпреда, что он брал деньги. Сразу с двоих. А назначил Кремль третьего – Валерия Шанцева.

История, переполнившая чашу терпения в случае с Пуликовским, судя по всему, — анекдотическая попытка сосватать Камчатку Вексельбергу. Весь политический бомонд был прекрасно осведомлен, что губернатором Камчатки хочет стать приморский рыбопромышленник Олег Кожемяко. Что не без помощи Пуликовского он стал губернатором Корякии, что именно Кожемяко технически обеспечил объединение Корякии с Камчаткой, и что у Пуликовского с Кожемякой всегда были прекрасные отношения, и что он не раз навещал имения Кожемяки – поселок «Преображенское».

Не то чтобы Кожемяко, чье прошлое ничем не отличается от прошлого губернатора Дарькина или мэра Владивостока Винни-Пуха, внушал особое уважение. Не то чтобы это был запретный прием: вымогать деньги за назначение у друзей.

Но как-то уж больно публично все это было. Вызвать к себе Вексельберга, предложить «А не хотите ли быть губернатором Камчатки», выслушать отрицательный ответ и тут же неожиданно попросить: «Ну тогда, когда я публично озвучу это предложение, не отказывайтесь сразу публично же».

То есть обычно все-таки публичность используют для разоблачения взяточников, а не для повышения ставок на аукционе — тем более что не полпреды, как уже было сказано, продают на этом аукционе должности. Обидно: Пуликовский засветил всю малину, да еще не имея к процессу ни малейшего отношения.

Другое дело — новые посты Дмитрия Медведева и Сергея Иванова. Относительно них единодушия в интерпретации нет.

Политологи уже обосновали, что в дело вступила первая фаза операции «преемник». Дмитрий Медведев повторяет тот же путь, что и сам Владимир Путин. Из администрации президента – в правительство, оттуда – кандидатом в президенты. А Сергей Иванов – его вероятный дублер.
Будут выбирать через год-полтора, кого из новых вице-премьеров делать премьером.
Мне, если честно, сомнительно, и вот почему.

Первое: о назначении Дмитрия Медведева пошли слухи пару месяцев назад. Я не знаю ни одного ключевого назначения в эпоху правления Путина (будь то назначение Миллера, или Фрадкова, или даже того же Шанцева), о котором было известно хотя бы за два часа.

Второе: слухи об операциях по сохранению нынешнего режима без изменения Конституции возникают регулярно, как будто в Кремле отрос некий специальный орган, ответственный за их циркуляцию. То мы объединяемся с Белоруссией, то с Казахстаном, то у нас будет парламентская республика, то – преемник.
При этом слухи эти распространяются с троякой целью.

Цель первая: скомпрометировать в глазах президента разработчика проекта. (Именно такого происхождения слух о «парламентской республике». Этот проект был впервые предложен Путину Ходорковским, был воспринят как изменническая интрига олигарха, и все слухи о том, что Волошин и Сурков разрабатывают проект «парламентская республика» имели в виду выставить их тайными сторонниками Ходорковского.)

Цель вторая: когда эти слухи распускает сам «преемник», он делает это с целью повышения собственной удельной взяткоемкости. Согласитесь, что просто чиновнику и преемнику полагаются разные суммы.

И, наконец, цель третья: «пробивка». Такой слух запускается с целью проверить верность предполагаемого «преемника», а также лиц из ближнего окружения. Как, не закружится ли у преемника голова? Не вообразит ли он себя великим? Не побегут ли к нему те, кто еще недавно клялся в верности?

Самое замечательное, что все эти три цели могут органично согласовываться друг с другом и по мере надобности перетекать одна в другую. В чем-чем, а в искусстве бюрократической интриги нынешние обитатели Кремля достигли высот, неведомых даже евнухам в стамбульском гареме. Если бы они были такими же искусными экономистами или генералами, россияне давно бы уже управляли «Майкрософтом» и мыли сапоги в Индийском океане.

Дмитрий Медведев, удаленный со своего поста после того, как он стал слишком часто ходить к президенту и затемнять в негласной табели о рангах фигуры своих формальных замов – Сечина и Суркова, сам вполне может быть уверен, что его продвинули. А его замы, которые заменили слишком выдвинувшегося начальника статистом из Сибири, могут ошибаться как насчет начальника, так и насчет статиста, который на этом посту быстро нагуляет вес. (Да и статиста-то, похоже, назначили не для того, чтобы заполнить вакансию в Кремле, а для того, чтобы освободить место губернатора Тюмени, которое после слияния Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округа станет фантастически лакомым и будет равновелико по значимости посту главы «Газпрома».)

В этой бюрократической невесомости нет верха и низа, есть только бесконечное перетекание полноты в пустоту и пустоты в полноту. Бессмысленно анализировать эти отставки и назначения. Можно анализировать только системную логику. А системная логика такова, что еще ни один авторитарный правитель в мире, не считая Пиночета, не ушел добровольно со своего поста. История выработала лишь один способ передачи авторитарной власти: от отца к сыну, и то, когда отец уже мертв.

Наш президент может сам об этом не знать и питать иллюзии. Но законы власти – почти как законы тяготения. И уж если случится в России операция «преемник на три месяца», то случится она не в 2008 году, а раньше. (На это, кстати, указывает многое: и популистский предвыборный бюджет на следующий год, и сливающиеся в одну сплошную канонаду взрывы на Кавказе.)

И еще одно соображение относительно этого заколдованного мира отставок и назначений. Как бы ни были искусны интриги, каково бы ни было количество игроков на этой зачарованной доске, одно не оказывает на игру никакого влияния: реальная ситуация. Сын Сергея Иванова сбил старушку на переходе. В нормальной стране это бы кончилось либо посадкой сына, либо отставкой Иванова, либо и тем, и другим. У нас на шансах Иванова сыграть свою роль в операции «преемник» это не отразилась никак. Не то чтобы в плюс или в минус. Никак.
Обсудить "Рокировочка" на форуме
Версия для печати