На саммит стран СНГ Путин прилетел с царским подарком. Накануне визита российского президента в Минск окончательно был решен вопрос отставки главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко. Среди прочего, Путин планирует обсудить с Белорусским коллегой Александром Лукашенко судьбу арестованного в Минске гендиректора российской компании «Уралкалий» Владислава Баумгертнера, о чем накануне визита заявил помощник Путина Юрий Ушаков. И «голова» главного обидчика белорусских (и не только белорусских) сельхозпроизводителей явно будет нелишней. Кроме того, речь зайдет об увеличении поставок в Белоруссию российской нефти по льготным, понятное дело, ценам. Так что экстрадиция Баумгертнера в Россию, где против него возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями, вполне вероятна. А в свете грядущей амнистии томиться в неволе гендиректору «Уралкалия» явно недолго.
В принципе Лукашенко вовсе не против вернуть Баумгертнера в Россию. Не просто так, конечно. Белорусский президент требует с «Уралкалия» выкуп под благовидным предлогом погашения нанесенного белорусской экономике ущерба. Причем сумма выкупа растет. Если поначалу речь шла о 100 миллионах долларов – во столько белорусские правоохранительные органы оценили ущерб БКК и «Беларуськалия», то теперь Лукашенко оценивает потери белорусской стороны в полтора-два миллиарда долларов.
В том, что Баумгертнер стал заложником в «калийной войне», с самого начала ни у кого не было никаких сомнений. Причем война эта началась вовсе не в конце августа, когда гендиректор «Уралкалия» был арестован в аэропорту Минска после встречи с белорусским премьером.
Активные «боевые действия» начались месяцем ранее, когда «Уралкалий» без согласования со своими белорусскими партнерами принял решение прекратить экспорт своей продукции через БКК, контролировавшей более 40% мирового рынка, переведя все операции в свою «дочку» «Уралкалий-Трейдинг». Рынок расценил распад российско-белорусского синдиката, фактически способного диктовать цены на мировом рынке, как сигнал к началу ценовой войны между калийными компаниями. Это обвалило капитализацию калийных компаний на 20 миллиардов долларов.
А началось все с того, что два года назад президент Белоруссии Александр Лукашенко в разгар накрывшего страну финансового кризиса принял решение о приватизации «Беларуськалия». Интерес к предприятию, понятное дело, проявил владелец «Уралкалия» Сулейман Керимов. Однако цена, «заломленная» Лукашенко — 30 миллиардов долларов за контрольный пакет, — показалась Керимову чрезмерной. Попытки получить скидку ни к чему не привели, и по мере улучшения экономической ситуации шансов получить недорого весьма привлекательный актив становилось все меньше. Июльский демарш «Уралкалия», по сути развязавший торговую войну, от которой несет убытки сам «Уралкалий», может объясняться только одним — желанием Керимова сбить цену на «Беларуськалий» и стать владельцем «мирового чемпиона», который будет контролировать мировой рынок калийных удобрений.
Вместо этого Керимов стал владельцем пакета в изрядно подешевевшей компании, едва не угодил в международный розыск через Интерпол и вынужден искать покупателя на свою долю в «Уралкалии». А Лукашенко еще ему советует, кому предложить акции калийной компании. Так что Минск уже в калийной войне победил. А «голова» Онищенко и увеличение поставок нефти – приятное дополнение к этой победе.
Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Никольский