Перед нами разворачивается вторая часть поразительного сериала. Несколько иной сюжет, новые декорации, но отрицательные персонажи все те же, а вот среди положительных произошла замена — на место Петра Офицерова заступил Олег Навальный. Правда, главный герой остается неизменным. Похоже, Алексей Навальный застолбил себе эту роль на долгие годы вперед.
Братьям Алексею и Олегу Навальным предъявлено окончательное обвинение в мошенничестве и легализации денежных средств по делу «Ив Роше Восток». Дело это было возбуждено в самом конце прошлого года и в двух словах сводится к следующему: по мнению Следственного комитета, Навальный с братом, организовав преступное сообщество под вывеской легальной фирмы «Главное подписное агентство», перевозили коробочки, пакетики и прочие флакончики этой всемирно известной компании по завышенным ценам и, тем самым, нагрели парфюмеров (и соответственно сами «обогатились преступным путем») почти на миллион долларов. Навальный сразу сравнил это дело с делом «Кировлеса», несмотря на то, что в одном случае речь шла о деревьях, сучьях и корнях, а в другом — о духах, дезодорантах, тенях и пудре.
Прямо скажем, ничего неожиданного не произошло. После того как реальный срок Навальному и Офицерову был заменен на условный, стратегия власти в отношении Навального прояснилась. Более или менее понятно, что пока (по крайней мере, до Олимпиады в Сочи) Кремль Навального сажать не собирается. А собирается продолжать с упоением играть в кошки-мышки, то вонзая когти в шкурку самого популярного в России оппозиционного политика, то отпуская его побегать между ножек столов и стульев. Но при этом, разумеется, не упуская из виду, чтобы тот неожиданно не шмыгнул в норку.
Вообще-то это вполне уникальная ситуация в новейшей российской истории. Конечно, все популярные оппозиционные политики в нашей стране находятся под давлением власти и не могут нормально функционировать в рамках действующей Конституции и законов России — их партии и движения не регистрируют, снимают с выборов, всячески дискредитируют посредством подконтрольных СМИ. Не оставляют без внимания отечественных оппозиционных лидеров и наши правоохранители — периодически они становятся жертвами различного рода провокаций, против них возбуждаются уголовные дела. Но такого тотального давления, такого неприкрытого демонстративного уголовного преследования по политическим мотивам современная Россия еще не видела.
Что же делать Навальному? Каким образом балансировать на этой гнилой ниточке? Например, не очевиден ответ на вопрос, как правильно вести себя Навальному, чтобы оставаться на свободе — более или менее спокойно, в рамках легального политического пространства, или наоборот — агрессивно, напористо, без оглядки на свои драматичные обстоятельства. Тут еще важно учитывать, что пребывание Алексея Навального на воле или в тюрьме — фактор, который теперь касается не только его лично или его родных и близких. Ясно же, что от этого во многом будет зависеть развитие оппозиционного движения в России.
Сегодня Кремлю (да и нам отчасти) кажется, что он загнал Навального в угол и тот обречен в обозримом будущем только уворачиваться от когтей, шныряя по комнате и поджав хвостик. Другими словами, до политики ли тут, когда вокруг рвутся гранаты и свистят пули, так что головы не поднять?
Мне представляется, что у Алексея Навального есть один-единственный способ переломить ситуацию — стряхнуть с себя это тяжелейшее бремя. Ему нужно быстро вырасти и съесть кошку. Но только в одиночку он с этой задачей не справится.
Фотография EPA/ИТАР-ТАСС