КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеГрызня в разрезе

17 НОЯБРЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
lenta.ru/mn.ruВ связи с последними кадровыми решениями Владимира Путина, я писал, что, по моему разумению, из всех этих аппаратных перестановок, осуществленных по принципу «ты ходи сюда, ты туда, а ты стой здесь», сколько-нибудь заметное значение имеет только отставка главы президентской администрации Дмитрия Медведева и его ссылка на поселение в Белый дом. То есть на периферию российского политического пространства.

Высокий пост первого вице-премьера никого не должен обмануть. Лучший пример – Александр Жуков. Даже учитывая то, что этот государственный муж пребывал в высокой должности в единственном числе, следов его влияния хоть на что-нибудь пока обнаружить не удалось. Да и в целом нынешнее российское правительство язык не поворачивается назвать даже техническим. Оно просто никакое. Предположение, что Медведева отправили к Фрадкову готовить плацдарм для воцарения Владимира Путина на премьерском троне, не кажется чересчур убедительным. Есть еще версия, что давний сподвижник нашего всенародного в новой должности будет присматривать за тем добром, что в последнее время мешками и подводами загружается в государственную казну. (Я имею в виду национализируемые активы.) Это функция, несомненно, важная (особенно с учетом того, что добро это в конце концов все равно будут раздавать в частные руки), но все же совсем не политическая.

Медведева, что называется, задвинули. Вместо него на должность, сопоставимую с премьерской (а в нынешних условиях существенно более значительную), из Тюмени выписали тамошнего губернатора Сергея Собянина.

Излишне говорить, какое значение имеет пост главы президентской администрации. Практически всех, кто его занимал, можно без тени сомнения причислить к когорте высших сановников нашего государства. Достаточно вспомнить, какое влияние на внутреннюю политику России в свою бытность на этом посту оказывали такие важные люди, как Анатолий Чубайс, Валентин Юмашев или Александр Волошин. Пожалуй, есть только одно исключение – Николай Бордюжа. Так он и продержался на Старой площади всего несколько месяцев. И вот – Собянин.

«Сергей Семенович – человек новый не только для администрации, но и вообще для Москвы, – поделился с обозревателем «Ежедневного Журнала» своими впечатлениями об этом назначении один из тех, кому теперь предстоит встречаться с Собяниным по долгу службы. – Даже если предположить, что он наделен выдающимися административными талантами, вряд ли можно себе представить, что ему в ближайшее время доверят рычаги управления. Особенно учитывая то, какие задачи в недалеком будущем придется решать политическому руководству страны. Он ведь вообще не в курсе кремлевских раскладов и даже не знает, с кем по каким вопросам общаться. Скорее всего, Собянин будет держаться в тени, а рулить будут совсем другие люди». Кто эти люди, вопрос отнюдь не второстепенный.

Большинство наших обозревателей – даже те, что высказались по этому поводу на страницах «Ежедневного Журнала», – сошлись во мнении, что отставка Медведева означает укрепление позиций так называемых «силовиков». Следовательно, первое место возле уха Владимира Владимировича теперь занимает замглавы администрации Игорь Сечин. Со всеми вытекающими отсюда нелицеприятными последствиями для страны и демократии. По прошествии нескольких дней версия усиления Сечина уже не кажется столь убедительной. В ответ на прямой вопрос по этому поводу кремлевский собеседник «Ежедневного Журнала» только пожал плечами: «Все как-то прямолинейно мыслят. С чего вы взяли, что уход Медведева автоматически означает ослабление Суркова? По-моему, наоборот. Неужели можно всерьез предположить, что ключевая политическая операция – «преемник» или «третий срок» – будет поручена силовому крылу? Президент отлично понимает, какие люди подо что заточены. Так вот, сегодня более или менее очевидно, что проведет ее Владислав Юрьевич, но, разумеется, под присмотром тех самых товарищей. Я даже не исключаю, что он сам приложил руку к отставке Дмитрия Медведева. Я уж не знаю, под каким соусом эта тема подавалась президенту. Вряд ли его обвинили в чрезмерной бескомпромиссности. Скорее всего – в слабой эффективности. Медведев, например, отвечал за всю украинскую историю. Помните, чем она закончилась?»

Понятно, что для Путина консолидация внутри ближайшего окружения, его максимальная направленность на решение той самой, сегодня единственно по-настоящему актуальной задачи – вопрос жизни и смерти. Почти в буквальном смысле.



Обсудить "Грызня в разрезе" на форуме
Версия для печати