СОРМ: ФСБ требует новых полномочий
Один из крупнейших телекоммуникационных операторов страны, «Вымпелком», раскритиковал систему легального перехвата телефонных разговоров и переписки, и это стало шоком для наблюдателей. «Вымпелком» отправил в Минсвязи письмо с критикой проекта приказа, в котором устанавливаются требования к системе легального перехвата интернет-трафика.
Тем не менее, этот документ не меняет коренным образом существующую уже пятнадцать лет систему легального перехвата информации спецслужбами в России. Изначально она устроена таким образом, чтобы избежать любого контроля. Ее принципы были заложены и воплощены в жизнь еще в 1990 годы, и с тех пор такого рода приказы издаются раз в несколько лет, обновляя требования к операторам в соответствии с развитием технологий и растущими аппетитами российских спецслужб.
Например, новая редакция приказа требует от операторов и интернет-провайдеров предоставить спецслужбам возможность перехватывать почту Gmail.com и Yahoo.com и даже мгновенные сообщения сервиса ICQ, а также хранить информацию для перехвата в течение 12 часов. Эти требования, безусловно, расширяют возможности слежки – они свидетельствуют о том, что ФСБ теперь собирается читать сообщения западных почтовых сервисов, серверы которые физически находятся за пределами страны, а также перехватывать почту gmail, которая по умолчанию работает в защищенном режиме https, который нельзя перехватить обычными средствами, если только спецслужбам не обеспечили backdoor в систему.
Растущие амбиции ФСБ в области прослушки не являются новостью, о чем свидетельствует двукратный рост перехвата телефонных переговоров и электронной почты за последние шесть лет: c 265 937 в 2007 году до 539 864 в 2012. Не новость, что вслед за ФСБ другие российские спецслужбы также получили доступ к системе национального перехвата телекоммуникаций СОРМ.
В последние годы свои системы легального перехвата телекоммуникаций в России строят, вслед за ФСБ, Федеральная служба по контролю над незаконным оборотом наркотиков (ФСКН), МВД и даже Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).
При этом российская система легального перехвата технически устроена таким образом, чтобы избежать любого контроля. То, для чего АНБ пришлось создавать программы типа PRISM, в российской системе легального перехвата существовало сразу – СОРМ изначально устроен таким образом, что спецслужба получает доступ к трафику без ведома оператора или провайдера, дистанционно. Для этого в штаб-квартире спецслужбы размещается пункт управления, который кабелем связан с черным ящиком СОРМ, установленным у провайдера, у сотрудников которого нет доступа к этому оборудованию. Оперируя пунктом управления, офицер спецслужбы может прослушивать любого пользователя, перехватывать его email, чаты и т. д.
Существование таких пунктов управления уже считается само собой разумеющимся – а именно наличие таких пунктов у АНБ и стало одним из главных поводов для критики американских спецслужб после разоблачений Сноудена, поскольку позволяет дистанционный перехват трафика без ведома провайдера.
Между тем, многие годы все это не вызывало ропота у отрасли: последний раз российские интернет-провайдеры возмущались тем, как устроена прослушка в России, ровно пятнадцать лет назад – летом 1998 года, когда был опубликован первый проект приказа об организации слежки в интернете. Однако тогда возмущение провайдеров вызвало не наступление на права российских граждан, а то, что их обязали платить за оборудование СОРМ.
Сегодня, похоже, возмущение гигантов телекоммуникационной отрасли вызвали не только дополнительные расходы (новые правила Минсвязи требуют закупки дополнительного оборудования). В письме «Вымпелком» прямо утверждает, что некоторые положения проекта приказа противоречат Конституции, которая охраняет право граждан на тайну переписки.
Конечно, нельзя исключить, что свою роль в мобилизации общественного мнения вокруг темы электронной прослушки сыграли разоблачения Сноудена. Однако вполне возможно, что наступление на тайну частной жизни в интернете идет в последнее время так быстро, что это испугало даже телекоммуникационный бизнес.
В тот же день, когда стало известно о письме «Вымпелекома», еще одно ведомство потребовало себе права на перехват информации. И это, как ни странно, не спецслужба, а Центробанк. Он подготовил поправки в закон об инсайде, который должен предоставить Центробанку доступ к телефонным разговорам и переписке потенциально недобросовестных участников рынка, хотя Центробанк не является ни спецслужбой, ни правоохранительным органом.
Известно, что Центробанк уже активно работает с почтовыми сервисами: ЦБ уже успел оштрафовать два крупнейших почтовых сервиса в стране – Rambler.ru и Mail.ru – за отказ предоставить данные переписки без решения суда. По мнению ЦБ, информация о том, кому пользователь пересылал письма и когда, не нарушает тайну переписки, хотя в компании утверждают, что получить эти данные, не открыв сообщение, технически невозможно.
В результате, как говорят теперь в этих компаниях, желание Центробанка получить доступ к электронной переписке, подкрепленное внушительными штрафами, провоцирует и другие государственные ведомства, далекие от борьбы с терроризмом или преступностью, писать запросы в их компании, требуя данные их клиентов, и все это без санкции суда.
Между тем, в стране и так есть восемь силовых ведомств, имеющих право по закону читать чужие письма. Очевидно, что ключевой вопрос теперь – сколько их станет через год?
На фото: В офисе телекоммуникационной компании "ВымпелКом".
Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Белоусов