КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПриключения олимпийского огня

8 НОЯБРЯ 2013 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА


6 октября 2013 года в  руке великого Шаварша Карапетяна — того самого человека, который пожертвовал своей спортивной карьерой, спасши 20 человек из троллейбуса, ушедшего на дно Ереванского водохранилища, потух олимпийский факел.
Ну, потух и потух, ничего страшного. Олимпийские факелы бывает тухнут. Один раз еще не контрабас, как говорится.


Но потом факел потух 40 с лишним раз. Это уже контрабас, и серьезный.
Регулярно затухающий факел вызывает ряд вопросов. Первый вопрос очень простой.
Как нам объяснили, олимпийский факел делает Красноярский машиностроительный завод, жутко секретный ящик, на котором собирают баллистическую ракету «Синева». Мы не знаем, как летает их ракета — это большая государственная тайна, но мы видим, как горит их факел. В общем-то, факел намного проще ракеты. Это такая большая газовая зажигалка. Вопрос: у нас ракеты летают так же, как факелы горят?


Второй вопрос тоже очень простой. Как я уже сказала, факел — это большая газовая зажигалка. Ей цена на китайском базаре шесть юаней, а на российском — 100 рублей. Между тем, Красноярскому машиностроительному заводу этот факел оплачивают, исходя из цены в 12 942 рубля. Мы не знаем, как они оценивают свои ракеты — это страшная государственная тайна, но мы видим, как они оценивают свои факелы. Вопрос: у нас на ракеты такое же ценообразование, как на факелы?
Вопрос третий еще интереснее. Нам все время объясняли, что деньги за факелы получит крутое оборонное предприятие. Ну, то есть если даже там чего-то переплатили, то все равно это пойдет в могучие рабочие руки и в качестве косвенной субсидии нашей великой оборонке.
Но, как раскопал блогер Евгений Козлов, факелы собирал вовсе не государственный Красмаш, а некая конторка ООО «Вариант-999», которая позиционируется в качестве предприятия по производству мебели на металлокаркасе, холодильного и торгового оборудования на площадях, арендуемых на оборонном заводе Красмаш.


Блогер Козлов вычислил это по вакансии, опубликованной на сайте Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика Ф.М. Решетнева, в которой 15 студентам этого вуза предлагалось месяц, с 26 июня по 26 июля, поработать над сборкой вышеназванных олимпийских факелов.


Одну секундочку! Какое ООО «Вариант-999»? Красмаш типа секретный оборонный завод. Если вы и я туда придем, бдительные органы нас арестуют за шпионаж! Если туда придет иностранец, вообще атас будет! А тут какая-то филькина конторка на территории завода собирает факелы, мебель, холодильники и еще бог знает чего. С какой стати Красмаш предоставляет этому ООО свои площади? Если производство факелов, мебели, холодильников и пр. может быть налажено на площадях Красмаша с выгодой, почему этим производством не занимается сам Красмаш? Вы можете себе представить, чтобы на производственных площадях завода Intel где-нибудь в уголке печатала схемы AMD или чтобы на производственных площадях «Фольксвагена» где-нибудь в углу собирали «Опель»?


На самом деле алгоритм хорошо известен: при всех оборонных предприятиях есть такие конторки. Они как раз и размножаются в обстановке строгой секретности, как тараканы в мусорном ведре. Их владельцами обычно являются начальники предприятия, а функционируют конторки так: всю прибыль от своих операций они берут себе, а все их производственные мощности: свет, газ, электричество и пр., оплачивает государство. Или они платят копейки за аренду.
Давайте прикинем. 15 студентов работали один месяц, то есть где-то 23 рабочих дня, и зарабатывали по 1000 руб. в день.  Получается, что им на заработную плату ушло 345 тыс. рублей. Ну, допустим, трудились не только студенты. Стоимость олимпийского заказа — 200 млн рублей. Сам материал, баллончик и клапан стоят копейки. Сколько ООО «Вариант-999» платит Красмашу за использование своих производственных площадей, можете предполагать в меру своей испорченности сами. Все равно нехилая норма прибыли вырисовывается, а?


И еще момент. Как нам объяснили, наша олимпийская эстафета станет самой продолжительной за всю историю — 123 дня, и самой протяжённой — более 40 тысяч километров. Олимпийский огонь побывает во всех субъектах Федерации, на Эльбрусе и на Северном полюсе. Он погрузится на дно Байкала и даже полетит в космос.
Как замечательно заявил президент Оргкомитета Олимпиады Дмитрий Чернышенко, до нас этого никто не делал.
Конечно, до нас до этого никто не додумывался. Это позор и показуха. Каждому свое — американцы делают марсоход и запускают первые частные космические корабли, а мы — мы олимпийский огонь доставили в космос. И знаете зачем? Правильно, чтобы ООО «Вариант-999» хорошо себе жило.

 

Фотография ИТАР-ТАСС

Версия для печати