Путин и золотые гвоздики. Итоги недели
Если вы вдруг задумаете проанализировать взаимоотношения двух важнейших государственных институтов — Президента РФ и Госдумы РФ, — в вашей голове неизбежно начнут роиться разнообразные метафоры и сравнения. Они вам нужны для одной-единственной цели — нетривиальным способом описать простую, как барабанная палочка, систему взаимодействия двух ветвей одной путинской власти. Например, довольно часто приходится сталкиваться с текстами, в которых Путин предстает этаким брутальным хозяином стаи безропотных домашних животных — котиков или собачек, готовых по команде вставать на задние лапки, совершать кульбиты, высовывать языки, вилять хвостиками и т.д. Кстати, это вполне шаблонное сравнение не кажется мне удачным: каждый, кто когда-нибудь держал в доме любую животину, прекрасно знает, что своенравности братьям (и сестрам) нашим меньшим не занимать. И взбрыкивают, и проявляют характер они постоянно.
Тут, конечно, ключевое слово «характер», которое к нынешним нашим «народным избранникам» применить никак невозможно. Свойство это — наличие характера — не предусмотрено в перечне тех функциональных опций, которые были заложены в российских депутатов на стадии их проектирования и монтажа. Более точным кажется сравнение отечественных парламентариев с подручным инструментом, с помощью которого можно решить разного рода задачи: что-нибудь отпилить (попилить), пришить, откусить (выкусить), обточить, зашлифовать и т.д. Надо ли такой инструмент держать в порядке — периодически смазывать, затачивать, ремонтировать? Несомненно! Другой вопрос: так ли уж необходимо отвертке улучшать ее условия содержания на полке в сарае или в чемодане для прочих молотков и зубил? Это я, как вы уже, наверное, поняли, о радикальном повышении зарплат депутатам Госдумы, о котором Владимир Путин объявил в середине уходящей недели. Другими словами, президент часть своих гвоздиков неожиданно решил покрыть сусальным золотом.
Зарплата наших с вами депутатов подросла почти на сто тысяч рублей и теперь на какое-то время застынет в районе четверти миллиона. «Газета.ru» провела скрупулезный анализ мировой практики по данному вопросу и установила, что до лидерства по соотношению зарплат парламентариев с объемом ВВП на душу населения нам еще далеко. Зарплата условного Железняка или конкретного Жириновского только в шесть раз превышает наш уровень ВВП на человека (в РФ в 2012-м, по данным МВФ, он был равен 14 302 долл. в год). А в Нигерии, скажем, в сто шестнадцать раз. Что, самое время вздохнуть и посочувствовать нелегкой судьбе родных народных избранников? Повременим все же с сочувствием. Тем более что и сами они восприняли новость о резком повышении своего довольствия с легким недоумением и очевидной настороженностью. Дескать, мы и так нормально жили. Что, разумеется, сущая правда — мне сложно представить себе российского депутата, для которого увеличение зарплаты на сто тысяч рублей играет судьбоносную роль и заметно скажется на формировании его семейного бюджета…
Однажды какой-то художественный критик спросил у великого пуантилиста Жоржа Сера, сколько точек в его последней картине. 86 тысяч, не задумываясь, ответил художник. Потом взял кисть и два раза коснулся ею картины: теперь 86 тысяч и две, невозмутимо добавил Сера.
И все же что-то не дает воспринимать эту новость с хладнокровным безразличием. Почему-то она все равно раздражает и даже на какое-то время выводит из душевного равновесия. Я знаю, почему так происходит. Нам жалко наших денег. Тут ведь вот в чем дело: пользуется депутатами Путин, а платим за его развлечения мы с вами. Понятно, что для Путина Госдума — важный элемент его имитационной политической системы, призванный убедить все мировое сообщество, что демократия наша хоть и суверенная, но все же работает не хуже настоящей: выборы проводятся, процедуры соблюдаются, институты функционируют, депутаты выходят на трибуну и произносят разные слова. То, что практически все они не из плоти и крови, а из папье-маше, видим-то только мы с вами. Поэтому, когда бы, скажем, Владимир Владимирович заявил, что он увеличивает денежное содержание депутатов Госдумы за счет, например, продажи принадлежащих ему акций компании «Гунвор», или акций Газпрома, или «Сургутнефтегаза» (если, конечно, у него такие акции имеются), то, возможно, у нас возникли бы другие вопросы к президенту, но точно не связанные с его инициативой по повышению жизненного уровня представителей этого дивного сообщества.
А так, что получается? Мы видим перед собой несколько сот бессмысленных, бестолковых и абсолютно бесполезных (скорее даже вредных) для нас людей, которым теперь по воле Путина мы должны повысить зарплату.
Кому же это понравится?
Фото ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац