Украина
16 апреля 2024 г.
«Казус Тимошенко». Тревожная осень 2013-го
19 НОЯБРЯ 2013, ИННА БУЛКИНА

ИТАР-ТАСС

Интрига этой осени в Киеве была в большей степени эмоциональная, нежели геополитическая. Хотя в последнюю неделю в ней появился элемент детектива — пропажа президента! — в силу характера главных действующих лиц, все в целом тянуло скорее на комикс.

Итак, все начиналось с надежды, почти экстатической, а заканчивается разочарованием, привычным, но от этого не менее болезненным. Два месяца кряду так называемые элиты и простые обыватели с некоторым даже недоумением наблюдали за тем, с какой твердостью украинские государственные мужи уклонялись от навязчивых объятий Москвы; с каким несвойственным им прежде мужеством отвечали они на все угрозы и посулы. Как готовы были терпеть таможенную блокаду и как нечувствительны оказались к эсхатологическим «страшилкам» российских «экспертов». Квасневский с Коксом держали за нас кулаки, премьер Азаров сурово поставил на место российских коллег, призвав их воспринимать грядущую ассоциацию Украины с ЕС как «реальность», даже заклятый враг украинских кондитеров чрезвычайный санитар Онищенко был посрамлен и исчез в кругах чиновно-державного ада.

В эти моменты казалось, что Вильнюс, саммит, ассоциация, а вместе с ними и вожделенная Европа (не Европейский союз даже, а Европа-вообще, некий геополитический миф о центре земли) близки как никогда. Однако всегда оставался страх, что все сорвется, что все останется как было, потому что не вчера родились и давно живем, все ходы у нас записаны, и у них, что характерно, тоже, и у тех, что за Конотопом, тоже что-то записано и припасено. Нельзя же, в конце концов, так долго жить «между», приспособиться и даже научиться торговать этой своей «межеумочностью», а потом так внезапно определиться, ступив со скользкого, но такого привычного плавсредства на твердую, но пугающую своей неизвестностью сушу. Поэтому когда в известный момент украинский президент «исчез с радаров», как-то сразу стало понятно, что с ним, и где он, и где теперь все мы. Потом президент, понятное дело, нашелся, причем «нашелся» он и в прямом, и в переносном смысле.

После встречи с Путиным — тайной и явной — риторика украинской власти очевидным образом переменилась, фактически она развернулась на 180°, вдруг оказалось, что «мы за евроинтеграцию, но не любой ценой», что промышленный Восток не готов платить по российским счетам за европейские устремления условного «Запада», что, наконец, все снова упирается в «казус Тимошенко», а Янукович не собирается выпускать опальную Юлю ни в Германию, ни в реальную политику.

В той  идее, что камнем преткновения на пути Украины в Вильнюс и далее в Европу стал «казус Тимошенко», есть заведомое упрощение, и, тем не менее, смысла в ней больше, чем это кажется на первый взгляд. Кроме присущего «семье» страха перед возвращением Тимошенко в политику и малопонятной в этом свете перспективой приближающихся выборов, существует, в самом деле, угроза дефолта и заложенная той же Тимошенко «мина замедленного действия» с крайне невыгодными условиями газового договора. Но теперь со всех сторон говорят и пишут, что Газпром пообещал Украине закрыть глаза на штрафной долг по «невыбранному газу» (а условия того договора таковы, что, бери газ — не бери газ, платить надо в любом случае), что обещана очередная скидка и, более того, речь идет о создании нового «посредника», такого себе «РосУкрЭнерго», но с участием «семьи» и без Тимошенко. В принципе, если понимать «казус Тимошенко» как общую проблему долгосрочной привязки украинской экономики к газовой трубе и пресловутым «схемам», то в самом деле это и есть главное препятствие на пути в Европу.

И все же украинская оппозиция сегодня настаивает на том, что на одной Тимошенко свет клином не сошелся, что «еще не все потеряно» и закон о Тимошенко — только один из трех, которые должны быть проголосованы 19-22 ноября. По двум другим (о выборах и о прокуратуре) фракция власти и оппозиция будто бы готовы голосовать солидарно, что же до Тимошенко, то, судя по последним высказываниям представителей Еврокомиссии, речь уже идет не о «безотлагательном принятии», а, по крайней мере, о «решительном продвижении».

Наконец, настоящая интрига «тайного романа» Путина и Януковича не столько даже в несговорчивости и жадности Януковича, но в несговорчивости Путина, которого не устраивает вся эта украинская «межеумочность»: в настоящий момент Янукович готов повернуться на 90°, но от него требуют именно что 180° — только Таможенный союз, только хардкор. Однако ровно на это Янукович и стоящие за ним регионалы-промышленники не согласны. Все это дает украинской оппозиции и европейской «группе поддержки» основания думать, что еще ничего не решено, что мы находимся все в той же позиции — между, что шансы выплыть 50 на 50 и развязка этого сюжета наступит лишь в конце осени в Вильнюсе.


Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев













  • Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.

  • "Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.

  • Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
В СМИ
3 МАРТА 2022
"Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.
В СМИ
1 МАРТА 2022
Главное: На центральной площади Харькова, одной из самых крупных в Европе, прозвучал мощнейший ракетный удар.
В СМИ
25 ФЕВРАЛЯ 2022
Lenta.ru: Президент Зеленский снова призвал Россию к переговорам о прекращении военных действий.
В СМИ
24 ФЕВРАЛЯ 2022
«Коммерсант»: Запад угрожает Москве беспрецедентно жесткими санкциями…
В СМИ
23 ФЕВРАЛЯ 2022
УНИАН: Сейчас у границы Украины и на оккупированных территориях сосредоточено почти 200 тысяч войск РФ. На юг Беларуси и в приграничные с Украиной регионы РФ продолжают прибывать российские войска.
Поменять войну на саммит
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Отдадим должное упертости и, мягко говоря, необидчивости французского президента Эммануэля Макрона. Только что выяснилось, что Владимир Путин его кинул. Обещал в ходе личной встречи вывести войска из Белоруссии после завершения маневров 20 февраля. А позже глава минского военного ведомства сообщил, что совместная проверка войск продолжится (и войска, стало быть, останутся) по причине сложного международного положения. Но хозяин Елисейского дворца не стал в позу обиженного. Утерся и в шестой раз за последние недели позвонил Путину В.В. Результаты оказались просто фантастическими. Война, казавшаяся еще вчера совершенно неизбежной, скорее всего отложена минимум на неделю.
Прямая речь
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.
В СМИ
21 ФЕВРАЛЯ 2022
"Коммерсант": Москва и Киев обвиняют друг друга в эскалации, Париж пытается их мирить, Вашингтон трубит о неминуемой войне
В блогах
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...
Деэскалация, которой нет
17 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Москва попала в собственную ловушку. В течение месяцев она требовала от Запада выполнения невыполнимых в принципе ультиматумов, угрожая при этом некими «военно-техническими мерами». При этом, по утверждению США и других стран НАТО, происходило наращивание российских войск вокруг Украины. Москва этого не отрицала, никаких внятных разъяснений не давала и заявляла с ухмылкой, что вольна делать на своей территории что угодно и не собирается ни перед кем отчитываться. Столкнувшись с угрозой новой войны на Украине, США и их союзники по НАТО начали поставки переносных противотанковых комплексов и систем ПВО «Стингер».