Разразившаяся летом «калийная война», которая разрушила доминирующий на рынке российско-белорусский картель, привела к обрушению рынка калийных удобрений, поставила в сложное финансовое положение «Уралкалий» и «Белорусскую калийную компанию», а также вылилась в уголовное преследование генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, близка к завершению. Владельцы «Уралкалия» Сулейман Керимов, Филарет Гальчев и Анатолий Скуров продают принадлежащие им акции компании. Российско-белорусский картель, скорее всего, будет восстановлен, а Баумгертнер – экстрадирован в Россию, где попадет под готовящуюся амнистию.
Купить пакет Сулеймана Керимова согласился Михаил Прохоров, единственный, пожалуй, российский бизнесмен, располагающий достаточным количеством свободных средств, благодаря продаже в начале года за 3,6 миллиарда долларов своей доли в золотодобывающей компании Polyus Gold. Сумма, о которой договорились Прохоров с Керимовым не разглашается, но, по появившейся информации, «Уралкалий» был оценен в 20 миллиардов долларов. Это означает, что за свой пакет размером в 21,75% акций компании Керимов получит около 4,35 миллиарда долларов. Это почти на миллиард больше рыночной оценки того же пакета. А если еще и учесть, что в 2010 году Керимов за этот актив заплатил 2,5 миллиарда, сделку для него можно считать очень выгодной. Тем более что, продав свой пакет, он сможет перестать опасаться уголовного преследования со стороны мстительного белорусского лидера.
Партнеры Керимова - Филарет Гальчев и Анатолий Скуров – также договорились о продаже принадлежащих им 7% и 4,8% «Уралкалия», соответственно. Покупателем их акций станет Дмитрий Мазепин – совладелец также работающего на рынке удобрений «Уралхима». Для Прохорова Мазепин практически идеальный партнер. Мало того, что он разбирается в профильном бизнесе компании, он еще и выходец из Белоруссии, неплохо знакомый с реалиями в соседней республике, родители его до сих пор живут в Минске. Ему, очевидно, и предстоит восстанавливать российско-белорусский калийный картель.
На первый взгляд, в выигрыше все (если не считать Баумгертнера) ключевые участники процесса. Керимов вышел из заведомо проигрышного конфликта с неплохой прибылью. Лукашенко отбил атаку, целью которой было вынудить белорусские власти приватизировать «Белоруськалий» по низкой цене, показал всем, кто в Белоруссии хозяин, и может надеяться на восстановление калийного картеля – важного источника столь нужной для республики иностранной валюты. Прохоров получил перспективный актив и компетентного партнера, способного профессионально управлять бизнесом, а Мазепин – возможность перейти в наивысшую бизнес-лигу.
Вопрос лишь в том, не слишком ли дорого обойдется Прохорову керимовский пакет «Уралкалия». Большинство аналитиков сходятся на том, что быстрого восстановления цен на рынке калийных удобрений ожидать не стоит, даже если российско-белорусская монополия и будет восстановлена. Финансовое состояние компании далеко от блестящего, а условия, которые Лукашенко может выдвинуть для восстановления картеля, вовсе не обязательно окажутся приемлемыми.
Фото ИТАР-ТАСС/ Антон Новодережкин