Патриархия добилась бюджетных денег для епархий
20 НОЯБРЯ 2013, АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

ИТАР-ТАСС

ЕЖ: Вчера Госдума рассмотрела во втором чтении поправки в бюджет на 2014-2016 годы. Согласно поправкам, Русская православная церковь получит из федерального бюджета 1 млрд 158 млн руб. в 2014 году и еще 600 млн — в 2015-м, на финансирование «объектов епархиального управления». Средства выделяются в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и культурное развитие народов России». Заметим, что Общественному телевидению, например, Дума в финансовой помощи отказала — а речь шла всего о каких-то 300 миллионах. Но церкви и миллиардов не жалко.

Помимо этой программы бюджет собирается выделить 0,8 млрд руб. на реставрацию Соловецкого монастыря, еще 50 млн — на реставрацию Николаевского женского епархиального монастыря в Тверской области и 25 млн — на завершение работ по реставрации Тульского кремля. Итого: более 3 миллиардов. Сначала поправки одобрил Думский комитет по бюджету и налогам, но и парламентское большинство не нашло в них ничего предосудительного: да, социалку приходится поджимать, но как не пособить церкви в налаживании епархиального хозяйства в новообразованных епархиях! Церковная бюрократия становится неотъемлемой частью бюрократии национальной. А проводящиеся с этого года Парламентские встречи в рамках Рождественских чтений, ежегодного образовательного мероприятия Русской православной церкви, дают патриархии новые возможности лоббирования, которые, как мы видим, она весьма успешно использует.


Русская православная церковь — это союзник власти. И в нынешней финансовой ситуации, когда у власти фактически нет возможности делать ощутимые подарки избирателям, наоборот, приходится заниматься урезанием, сокращением, экономией, конечно, она в большей степени обращает внимание на идеологию. В такой ситуации она может быть только консервативной, так как только на основе консервативной идеологии можно консолидировать сторонников власти, показать им врага, мобилизовать их против него. Врагами признаются наиболее активные, модернистские, вестернизированные группы населения. Соответственно отсюда опора, в том числе, и на ресурс Русской православной церкви. Церковное руководство уже поддержало власть и во время противостояния с оппозицией в конце 2011 — начале 2012 годов, и во время президентской избирательной кампании.

Ещё один момент, важный не только в вопросе взаимоотношений с оппозицией, но вообще в плане позиционирования страны. До определённого времени российская власть, при всех оговорках, несмотря на многие противоречившие этому решения, старалась выглядеть продвигающей страну в Европу. Со своим особым маршрутом, который включал в себя и разгром НТВ, и дело Ходорковского, и «суверенную демократию», но тем не менее: декларировалось, что нашим отдалённым образцом является Запад. А сейчас наша власть оказалась в интересной ситуации. С одной стороны, лидеры всё равно ориентируются на Европу: там сохраняется недвижимость, живут их семьи, сами представители власти значительное время там проводят. Но при этом позиционирование самой страны изменилось.

Когда российская власть говорила, что она ведёт страну на Запад, и сам Запад была более традиционалистским, это был Запад Черчилля, Эйзенхауэра и Де Голля. Сейчас многое изменилось. Запад стал в значительной степени постиндустриальным, постмодернистским, ослабли многие традиционные институты, включая национальные, изменилось представление о том, что возможно, а что невозможно в морально-нравственной сфере. Государство, которому совершенно не хотелось ориентироваться уже на такую Европу, предпочло от всех этих новаций закрыться, особенно видя, что прозападная часть населения настроена по отношению к этому достаточно негативно. Была сделана ставка на более архаичное, традиционалистское и закрытое общество, и здесь опять-таки нельзя обойтись без такого устоявшегося и авторитетного института, как Русская православная церковь.

Но при этом есть один ограничитель. Государство готово сотрудничать с церковью, поддерживать церковное строительство, оказывать разные знаки внимания, политические и финансовые, но при этом государство не готово к тому, чтобы церковь играла слишком большую самостоятельную общественную роль. Пока церковь поддерживает государство, ей, конечно, идут навстречу, но воспринимать ее как самостоятельного игрока власть не готова. Так что даже когда говорят об увеличении роли церкви, надо учитывать это обстоятельство — несмотря на усиливающийся клерикализм, церковь не входит в сферу высшей государственной власти. Причём, фактически, никогда и не входила: даже в XVII веке попытка патриарха Никона встать наравне с царём закончилась провалом.

Что касается нашей Конституции, то она очень растяжима. У нас нет государственной религии, но никто не запрещает государству поддерживать церковь в реализации каких-то культурных проектов, ремонтов памятников архитектуры. В этом смысле если бы государство, допустим, платило зарплату духовенству, то, наверное, это было бы антиконституционно. А если, например, государство спонсирует монастырь, который имеет архитектурную ценность, или поддерживает какой-то другой социально значимый проект, то это допустимо. С одной стороны, по Конституции, Церковь отделена от государства, но с другой — в Конституции нет чётких указаний на то, что государство не может, например, поддерживать те или иные проекты или что оно должно совершенно одинаково относиться ко всем религиозным объединениям. Более того, в законе о свободе совести в редакции 1997 года роль Русской православной церкви отмечается особо. Поэтому трактовки могут быть разные.

Можно провести аналогию и с политическими идеологиями. С одной стороны, у нас в Конституции есть запрет на государственную идеологию, а с другой — запретить государству поддерживать, например, фильмы, которые питает та или иная идеология, отдавать приоритет тому или иному проекту нельзя. Государство может оказывать преференции тому или иному политическому направлению, и то же самое с религиозными объединениями.


Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев













  • Александр Верховский: Это альтернативное понимание прав человека. Сергей Филатов: Именно западное христианство лежало в основе доктрины прав человека...

  • "Независимая газета": Патриарх Кирилл объявил грехом увлечение современного мира правами человека. По мнению главы РПЦ, это... может привести к «апокалиптическим событиям».

  • Yevgeniy Ikhelzon: Кто сильнее будет атаковать концепцию прав человека - ИГИЛ или патриарх Кирилл? Очевидно, скоро мы станем свидетелями этого соревнования.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Пасха и облака
29 АПРЕЛЯ 2016 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Столичные власти решили к празднику Пасхи, впервые за всю историю, разогнать облака. 85,9 миллиона бюджетных рублей улетят в небо. Благо технология отработана. Самолеты отправятся куда надо и с помощью гранулированной углекислоты, жидкого азота и специального цемента откроют москвичам светлые дали. Раньше хорошая погода в Москве обеспечивалась в день Победы 9 мая, в день России 12 июня и в День города, который проводится в первые выходные сентября. Теперь очередь дошла и до Пасхи. Зачем?
Патриарх, права человека и совесть
28 МАРТА 2016 // ЕЛЕНА САННИКОВА
Речь патриарха Кирилла, вызвавшую столько откликов, мало кто, очевидно, прочел до конца. Почти не замеченными в ней остались шокирующие факты современных гонений на христиан. «Сегодня на христиан обрушились такие гонения, каких не было никогда, — ни в Римской империи, ни в Советском Союзе. А мы живем так, будто ничего не происходит, — нас же не гонят», — сказал патриарх. Он сослался на данные международных организаций, согласно которым в мире ежедневно убивают около 300 человек только за то, что они — христиане. В Сирии, Пакистане, Афганистане, Ираке, Нигерии христиане не имеют никакой защиты. Есть места, где, убивая христиан, фундаменталисты вырезают целые селения. «Я говорил об этом громко и на встречах с президентами разных стран, и на международных собраниях, — но как будто никто ничего не слышал…» — заключил патриарх. Но почему не эти слова патриарха стали сенсацией?
«А гуманизм не просто термин, к тому же, говорят, абстрактный…»
21 МАРТА 2016 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Сразу после праздничной литургии в храме Христа Спасителя (в минувшее воскресенье отмечался день Торжества православия) патриарх Московский и все Руси Кирилл обратился к пастве с важным идеологическим заявлением, в котором, в частности, прозвучали и следующие слова: «Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни… …Многие христиане отдали приоритет человеческим правам более, более, чем слову Божию… Сегодня с новой и новой силой уже в масштабах целой планеты развивается идея жизни без Бога, проявляющаяся в попытках законом утвердить право любого выбора человека, в том числе и самого греховного…»
Прямая речь
21 МАРТА 2016
Александр Верховский: Это альтернативное понимание прав человека. Сергей Филатов: Именно западное христианство лежало в основе доктрины прав человека...
В СМИ
21 МАРТА 2016
"Независимая газета": Патриарх Кирилл объявил грехом увлечение современного мира правами человека. По мнению главы РПЦ, это... может привести к «апокалиптическим событиям».
В блогах
21 МАРТА 2016
Yevgeniy Ikhelzon: Кто сильнее будет атаковать концепцию прав человека - ИГИЛ или патриарх Кирилл? Очевидно, скоро мы станем свидетелями этого соревнования.
На круги своя
18 МАРТА 2016 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Пока неизвестно, какие последствия будет иметь встреча папы Римского и патриарха Кирилла в далекой перспективе, но если она хоть как-то поспособствовала заключению перемирия в Сирии и, тем более, если это перемирие приведет к миру, то, на мой взгляд, уже можно сказать, что дело того стоило. Однако в результате церковь оказалась в весьма уязвимом положении, которое в дальнейшем может стать еще более уязвимым. Встреча с папой, как это ни удивительно, несмотря на отмечаемый многими сугубо христианский язык принятой на Кубе декларации, судя по всему, разбередила в патриархе Кирилле навыки советского церковного функционера.
Курс на сближение
25 ФЕВРАЛЯ 2016 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Пастырский визит патриарха Кирилла в Латинскую Америку обошелся, по самым скромным подсчетам, в 20 миллионов рублей. Такую цифру называют журналисты, которые провели расследование на основе открытых источников. В самой патриархии никаких данных не приводят, лишь опровергают слухи об использовании государственных средств при организации поездок первоиерарха. Жаль, конечно, что финансовая сторона деятельности РПЦ МП остается до сих пор непрозрачной. Даже, казалось бы, в таких простых вопросах, как расходы на дипломатию. И можно понять требование партии «Коммунисты России» обнародовать сведения о расходах на поездку Святейшего.
Встреча между рейсами
8 ФЕВРАЛЯ 2016 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Итак, событие, ожидавшееся почти два десятилетия, вот-вот свершится. Московский патриарх и папа Римский впервые в истории встретятся друг с другом. Только встреча выглядит крайне странной. Во-первых, она состоится в гаванском аэропорту, где дороги двух религиозных лидеров пересекутся на пару часов. Никаких роскошных декораций, торжественных речей и иного антуража, свойственного подобным саммитам, не предусмотрено. Не будет, разумеется, и совместной молитвы двух религиозных лидеров. Во-вторых, о встрече объявлено только за неделю до ее проведения. Это, конечно, не совсем напоминает визиты западных политиков в Афганистан или Ирак...
Прямая речь
8 ФЕВРАЛЯ 2016
Андрей Зубов:  В России, особенно в советский период, были очень сильно возбуждены антикатолические чувства в народе. В начале ХХ века отношение было совсем другим.