В минувшее воскресенье в Киеве и ряде других украинских городов стартовали массовые акции протеста против решения кабинета министров приостановить процесс вступления страны в ассоциацию с Евросоюзом. Самые многочисленные акции, в которых, по разным оценкам, приняло участие от 100 до 250 тысяч человек, состоялись в центре Киева, где митингующие заполнили Европейскую площадь и Майдан Незалежности. После столкновения с милицией, применившей слезоточивый газ и шумовые гранаты, участники протеста, требующие отставки правительства Азарова и восстановления курса на евроинтеграцию, разбили палаточный городок, объявив акцию бессрочной.
К ночи большинство митингующих разошлись, дежурить на Майдане осталось порядка 300 человек и около 1000 на Европейской площади. Около 5 часов утра силы правопорядка попытались очистить Майдан Незалежности и провести на площадь спецтехнику для установки новогодней елки и организации ледового катка. Однако уже к 6-30 утра количество протестующих превысило силы милиции, и зачистка прекратилась. В 9-30 у стен здания Кабинета министров произошла драка. Протестующие перекрыли выезд из здания правительства. Сотрудники «Беркута» стали расчищать пространство для выезда автомобиля. Между ними и участниками акции завязалась драка.
Украинский премьер Николай Азаров попытался сгладить ситуацию, дав интервью нескольким телеканалам. Так, он не исключил, что соглашение об ассоциации с ЕС может быть подписано в начале 2014 года, отметив, что в результате ассоциации с ЕС Украина рисковала потерять около 400 тысяч рабочих мест. По мнению главы украинского кабинета министров, ЕС до сих пор не предложил Киеву адекватной компенсации. Зато Россия пообещала пересмотреть цену на газ, установленную «кабальным» контрактом. Киев намерен добиться от Газпрома цены в 250-260 долларов за тыс. кубометров в обмен на создание газотранспортного консорциума в трехстороннем формате.
Кроме того, в интервью российскому Первому каналу Азаров пообещал действовать жестче, чем в 2004 году: «Мы знаем, что эти акции финансируются, например. Если это все делается в рамках законодательства, нормально. Если это все делается с нарушением рамок законодательства, то, разумеется, правительство не будет себя вести так, как вело в 2004 году, когда на наших глазах совершенно спокойно осуществлялась технология свержения законного правительства. И тут мы, как говорят, не будем играться».
Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Никитин