Победа хулигана. Кого шантажирует Янукович?
Владимир Путин может торжествовать: Украина не подпишет соглашение об ассоциированном членстве с Евросоюзом.
В течение последнего полугода вся внешняя политика России строилась на том, чтобы не допустить Украину к Евросоюзу, и эта внешняя политика увенчалась полным успехом. Россия оказалась сильнее Евросоюза в том смысле, что Россия всегда может нагадить в суп соседа. А Европа — не может.
Разумеется, решение Януковича не подписывать соглашение с Евросоюзом связано не только с шантажом со стороны России. Но и — даже в первую очередь — с нежеланием выпустить из тюрьмы Юлию Тимошенко. Янукович не может отпустить Тимошенко даже не потому, что она ему угрожает на выборах, а потому что такова логика, в которой он живет. Если он отпустит, то он в натуре лох и его никто уважать не будет.
Но самое главное, как мне кажется, во всей этой истории другое. А именно то, что ни одна из трех сторон, вовлеченных в конфликт, то есть Янукович, Путин и Евросоюз, не руководствовалась рациональными соображениями.
Потому что, начнем с самого простого: а зачем вообще Европе Украина? Это процветающая экономика? Это настоящая демократия? Это коррумпированный полуавторитарный бардак, и Европе Украина нужна затем же, зачем Греция — евробюрократия хочет расширяться. Сейчас, в условиях кризиса, любителям регулировать кривизну огурцов и раздавать субсидии на «чистую» энергию жизненно важно показать, что они по-прежнему являются маяком надежды для окружающих стран.
Первым настоящую цену европейским политикам понял Владимир Путин. Наша либеральная оппозиция не могла понять ее очень долго, и все бегала в парламент Европы, и говорила: вот сейчас ЕС осудит, вот сейчас Меркель выступит. Надо отдать ему должное: Путин был прав, а оппозиция жила в мире, специально созданном для полезных идиотов. Нет сомнения, в том, что касается пиар-примочек, прав геев, Pussy Riot, несчастных чеченских беженцов и пр. и пр., западные политики были готовы издавать благочестивые звуки, и Путин первым из современных политиков понял, что нынешняя европейская демократия готова идти новым авторитарным режимам на еще большие уступки, чем Чемберлен и Даладье в Мюнхене.
В конечном итоге ни один современный западный демократический политик не готов терять жизни и деньги избирателей ради противостояния международному хулигану, а это значит, что он сам найдет спасительный для его лица способ перед хулиганом извиниться, и объяснить, почему хулиган в данном случае не хулиган. Российско-грузинская война и доклад комиссии Тальявини — лучший тому пример.
Проблема Путина заключается в том, что после того как он продемонстрировал всему СНГ свою способность манипулировать Европой, у него нашлись еще более способные ученики: Янукович и Лукашенко. Они точно так же не связаны (или мало связаны в случае Януковича) публичными обязательствами перед народом, они могут менять свой политический курс, как средневековые короли, в мгновение ока, и экономические проблемы, возникающие в их собственных странах из-за подобных выкрутасов, для них точно так же ничего не значат. Более того: они еще могут пугать европейцев тем, что уйдут к Путину.
И в этом смысле история с шантажом Россией Украины, увенчавшаяся полным (хотя, на мой взгляд, и весьма тактическим успехом), есть отражение новой геополитической реальности. Которая заключается в том, что в мире, где государства перестали выяснять отношения между собой с помощью войн, самым сильным геополитиком становится то государство, которое всегда готово нагадить соседу в суп, не считаясь при этом с издержками для собственной экономики.
Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Никитин