Диссернет
22 ноября 2024 г.
Институт липовой учености
27 НОЯБРЯ 2013, АНДРЕЙ РОСТОВЦЕВ

ИТАР-ТАСС

В последнее время я стал обращать внимание на странности в своём восприятии окружающей действительности. Читаю я, положим, «ЁЖ» или просто сводки новостей про что-то, что не поддаётся объяснению с точки зрения Здравого Смысла и «рука сама тянется…» Нет-нет, не как у Геббельса к пистолету, а приоткрыть богатейший архив липовых диссертаций, накопленный в сообществе «Диссернет». Ну, например, вчера зашел разговор про планы возведения нового фешенебельного торгово-развлекательного центра на месте недавно разоренного Московского горного университета. Тут же вспоминаю, что с диссертацией заместителя мэра Москвы по градостроительной политике кандидата экономических наук Марата Шакирзяновича Хуснуллина далеко не всё в порядке. Одновременно разглядываю играющую всеми цветами заимствований из чужих научных трудов табличку-экспертизу диссертации доктора экономических наук Алевтины Анатольевны Черниковой, ректора МИСмС, того самого, который недавно под благовидным предлогом присоединил к себе этот несчастный горный университет и навёл в нём «порядок». О, ужас-ужас! Они, наверное, все безнадежно больны? И это только один, далеко не самый вопиющий пример. А таких примеров на дню… нет, не хватает пальцев руки, не могу сосчитать.

Постойте, а, может быть, это не они, а я безнадежно больной, видящий в каждой абсурдной ситуации ключевых фигурантов с липовыми диссертациями и присвоенными научными степенями? Может быть, мне пора показаться психологу? Ведь нельзя же во всех них видеть жуликов, которым зачем-то (причем всем вместе и сразу) потребовались купленные репутации учёных. Так думал я до тех пор, пока на адрес сообщества «Диссернет» не пришло одно очень важное для меня письмо. Пишет ученый (действительный ученый!) социолог. Вот, короткая выдержка из этого письма: «…просто со временем (довольно быстро) стало понятно, что суть развернувшегося поточного производства диссертаций — это не коррупция в чистом виде. Не злоупотребление положением или взятки. Не только это. Главное — это строительство сетей, в которые вовлечены «свои люди», зависимые, связанные, обязанные генераторам этого производства своим положением, благополучием и т.д. Через эти сети можно довольно эффективно контролировать многие процессы в науке, образовании и политике. Они разрослись до гигантских масштабов, их гнилая кровь забивает тромбами все проводящие пути, не дает бежать по ним свежей крови. Такая сеть — это возможность держать на привязи социальные лифты и не пускать на ключевые посты новых людей. Может быть, самое опасное — не пускать новых людей в студенческие аудитории. А значит, там живет и еще долго будет жить мутная, безжизненная, антинаучная и развращающая мысль. А плагиат — это только удобное и быстрое средство «сделать» нужный демонстративный продукт определенного формата, чтобы встроить в сеть своих человечков. Не удивлюсь, если узнаю, что таким образом фактически создан замедлитель процессов социального развития, угнетающий все живое на местах и вытесняющий за пределы Родины все, что еще может и хочет создавать новое, нормально работать и делать нормальную карьеру».

Да, чёрт возьми! Прав социолог. Мы как то привыкли к мысли о том, что виноваты многочисленные конторы, предоставляющие услуги по написанию научных трудов, отдельные университеты и академии, из которых такие липовые ученые выходят стройными шеренгами. Эта подспудная мысль придает проблеме признак рыночной случайности: ну был грешок молодости — купил себе ученую степень. Так, шалость, кто их тогда не покупал? На самом же деле всё оказалось гораздо серьёзнее. В России сложился институт липовых ученых репутаций. Именно институт, а не рынок. Именно поэтому само государство на самом высоком уровне встало на защиту этого института. Именно поэтому, в отличие от европейских стран, где уличенный в списывании политик незамедлительно теряет не только свою научную репутацию, но и карьеру, у нас, несмотря на сотни вопиющих разоблачений, ни один чиновник пока не лишился своих титулов. Да, в Германии, например, это — рынок. У нас — институт общества.

Не знаю, озвучивал ли кто-то раньше эту простую мысль, но она витает в воздухе. По этому поводу расскажу еще об одном удивительном социологическом эксперименте, который проводит сообщество «Диссернет». Как вы, возможно, знаете, на сайте dissernet.org проходит сбор денежной помощи проекту, в которой сообщество «Диссернет» остро нуждается. От государства, интегрировавшего институт липовых ученых репутаций, сообщество разоблачителей ничего, кроме заявлений в прокуратуру и повесток в суд, не получает. Поэтому мы надеемся на то, что сегодня называется модным словом «краудфандрайзинг», и мы очень благодарны всем, кто в нем участвует. Но сейчас речь идет не о привлечении дополнительных новых пожертвований, хотя и от этого мы не отказываемся. В сообществе «Диссернет» давно уже обратили внимание на такой чудесный феномен. Наш народ бурно и возмущенно реагирует на громкие, резонансные разоблачения российских плагиаторов. На такие, как опубликованные совсем недавно истории про диссертацию молодой докторессы наук Галины Жуковой или про книгу главы СК Александра Бастрыкина. И в том, и в другом случае налицо массовые некорректные заимствования чужих текстов. Но это бурное народное возмущение выражается в этих случаях очень по-разному. В одном случае — это всеобщее хихиканье и весёлый троллинг, а в другом… никакого хихиканья, зато Яндекс-кошелек буквально взрывается. Люди делятся всем, кто сколько может. Очень много переводов от 20 до 50 рублей. Для нас такие пожертвования наиболее ценны. Они говорят о том, что народ понимает, насколько глубоко институт липовой учености интегрирован во власть и насколько он идентичен коррупции. Поскреби коррупционера — обязательно отыщется липовая купленная диссертация, и наоборот. Поройся в биографии малограмотного менеджера, некомпетентного директора предприятия, партийного чиновника, лживого законника — обязательно отыщется какой-нибудь липовый диплом. Вот о них мы и будем рассказывать здесь на страничке «ЕЖа». Раз в неделю — о тех, кто «держит на привязи социальные лифты». Будем рассказывать, как функционируют сети «своих человечков» и почему эти сеть не так-то просто порвать. Не пропускайте!

Фото ИТАР-ТАСС/ Елена Нагорных














  • Никита Соколов: Иногда возникают слухи, что учёные могут создать какое-то наддисциплинарное объединение для борьбы с подобными злоупотреблениями. Но никаких практических шагов... пока не сделано.

  • "Ведомости": В 1997 г. Путин защитил диссертацию... В 2006 г. исследователи Брукингского института в Вашингтоне заявили, что выявили в ней плагиат.

  • Никитич: Беда Владимира Литвиненков том, что он вдрызг разругался со своей дочерью, которая бежала из России, и дочка сдала со всеми потрохами и папу своего, и Путина.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Путин не крал диссертацию. Ему подарили уже краденую…
5 МАРТА 2018 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
«Вот так растишь детей, растишь…» Впору нынче причитать обладателю почти миллиардного состояния, сопредседателю предвыборного штаба Владимира Путина, ректору питерского Горного института Владимиру Литвиненко. А он ведь дочь свою, наверное, на колясочке катал, водил по выходным в цирк, а может, и в Эрмитаж. А теперь Ольга Литвиненко, проживающая на Западе, в интервью радиостанции «Свобода» обвинила родного отца в том, что уже больше 20 лет назад он подарил докторскую диссертацию своему близкому другу и товарищу Владимиру Владимировичу Путину. Весь процесс она описала достаточно подробно.
Прямая речь
5 МАРТА 2018
Никита Соколов: Иногда возникают слухи, что учёные могут создать какое-то наддисциплинарное объединение для борьбы с подобными злоупотреблениями. Но никаких практических шагов... пока не сделано.
В СМИ
5 МАРТА 2018
"Ведомости": В 1997 г. Путин защитил диссертацию... В 2006 г. исследователи Брукингского института в Вашингтоне заявили, что выявили в ней плагиат.
В блогах
5 МАРТА 2018
Никитич: Беда Владимира Литвиненков том, что он вдрызг разругался со своей дочерью, которая бежала из России, и дочка сдала со всеми потрохами и папу своего, и Путина.
Интересно, Мединский — настоящая фамилия?!
17 ОКТЯБРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
«Новая газета» провела очередное блистательное расследование. Объект изучения — пресловутая докторская диссертация по истории министра культуры РФ Владимира Мединского. И если сообщество «Диссернет», как правило, обращает внимание исключительно на тексты научных работ и, прежде всего, на их первичность, оригинальность, то редакция «Новой газеты» поставила перед собой задачу изучить процедуру обретения трудом научного статуса, а автором — ученой степени. В данном случае речь идет о той самой диссертации г-на Мединского, по итогам изучения которой Экспертный совет Высшей аттестационной комиссии пришел к выводу, что у автора отсутствуют «базовые навыки историка»...
Прямая речь
17 ОКТЯБРЯ 2017
Анатолий Голубовский: Число людей из профессионального сообщества, которые считают Мединского не учёным, а мошенником, растёт.
В СМИ
17 ОКТЯБРЯ 2017
Политсовет: Вокруг докторской диссертации министра культуры РФ Владимира Мединского разгорается новый скандал. Теперь под сомнение поставлен сам факт защиты диссертации.
В блогах
17 ОКТЯБРЯ 2017
Serguei Parkhomenko: По всей видимости, Мединский никогда не защищал эту свою чертову диссертацию. Это все одна большая фальсификация. То есть просто не было самой процедуры защиты.
Цена репутации
3 ОКТЯБРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Похоже, «Диссернет» одержал важную победу. Экспертный совет ВАК по истории принял решение, что докторская диссертация министра культуры Владимира Мединского представляет собой бессмысленный набор пропагандистских штампов и подтасовок, никакого отношения к науке не имеющих. Спор тех, кто подал заявление о необходимости лишить Мединского степени, и самим министром тянется уже несколько месяцев и приобрел принципиальное значение. Профессиональные историки указывали не только на очевидные ошибки, свидетельствующие о глубоком невежестве автора. Они дотошно указывали, что автор практически не цитирует первоисточники, потому что не считал нужным работать в архивах.
Прямая речь
3 ОКТЯБРЯ 2017
Анатолий Голубовский: Министерство уже давно отжило свой век, и всегда будет работать так, как работало при Мединском. А вот Военно-историческое общество является организацией, приносящей огромный вред...