«Список Магнитского» в Соединенных Штатах будет расширен уже в ближайшее время — в него могут попасть судьи, рассматривающие дело о массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года, и другие нарушители прав человека в России. Об этом в интервью «Независимой газете» заявил глава фонда Hermitage Capital Уильям Браудер. Более того, по его словам, парламентарии и правоохранительные органы европейских государств готовят принятие такого же списка Европейским союзом.
Решение расширить «список Магнитского», возможно, приведет к новым осложнениям. Но бывают ситуации, когда бояться, что может стать хуже, это как «в лес не ходить». Сейчас, во-первых, тяжелая ситуация в российско-американских отношениях. Испортить её еще больше — можно, но чрезвычайно трудно. Во-вторых, у нас по полной программе идет закручивание гаек. Все реверансы либерального плана скорее желаемы, нежели реальны. Скажем, когда Путин общался с литераторами, когда он собирал политиков, в том числе и как бы оппозиционных, на встречу пошёл Владимир Рыжков, все подумали: вдруг это легкий кивок в сторону либерального фланга нашего политического спектра. Ничего подобного. Может быть, Путин и хотел сделать такой кивок, но у него не получилось, не настроен он был на него. Поэтому вечно делать ему приятное и бояться сделать неприятное в расчете, как бы еще не испортить ситуацию, на мой взгляд, неправильно. Тут уже нужно держаться той позиции, которую занял изначально.
Если американцы начали раскручивать историю со «списком Магнитского», то естественно и логично, что этот список будет пополняться. Конечно, однажды это уже привело к ухудшению ситуации — был принят «антимагнитский закон», так называемый закон Димы Яковлева. В дальнейшем могут быть сходные обратные эффекты, и разумеется, могут появиться комментарии типа «не надо, не трогайте его, а то, не дай Бог, хуже будет». Неверная позиция, на мой взгляд. Необходимо давление со всех сторон: американцы по межгосударственной линии оказывают своё, люди внутри страны, которых в той или иной мере не устраивает нынешний режим, оказывают своё. Их ведь с тем же успехом можно спросить: ребята, ну на черта вы это делаете? Хуже ведь будет! Всё это давление в конечном счёте оправдано, я других вариантов не вижу.
Разумеется, американцы не альтруисты, альтруистов вообще в мире нет, все прагматики. Только все по-разному понимают прагматизм. США тоже не едины, как и Москва не едина, и Россия не едина. Но официальная Америка, особенно демократическая ее часть, члены демократической партии, в значительной мере воспринимает роль своей страны в мире однозначно. А именно: Америка должна быть флагманов демократических, либеральных, общечеловеческих ценностей. Не потому, что они такие хорошие, и такие гуманисты, и каждый из них Махатма Ганди — просто они считают, что это функция США. И если они будут действовать именно в этом направлении, то выше будет и уровень понимания Америки странами мирового сообщества.
Вокруг этого вопроса в США тоже ведутся споры: одни считают, что нужно действовать активнее, другие, по большей части изоляционисты, что на «активности» уже сильно обожглись — и финансово, и имиджево — и нужно, наоборот, уменьшать степень воздействия на происходящее в мире. Но те, кто занимается «списком Магнитского», несомненно, не изоляционисты, и они считают, что это — часть американской политики. К этому можно по-разному относиться, но мне кажется, что спускать такие вещи ни одному режиму, в том числе и нашему, нельзя.
На фото: США. Вашингтон. 14 декабря 2012 года. Президент США Барак Обама во время подписания закона "Акт об отмене поправки Джексона — Вэника в отношении России и Молдавии", включающего санкции против российских чиновников, причастных, по мнению властей США, к гибели юриста С. Магницкого в московском СИЗО в 2009 году.
Фото ИТАР-ТАСС/ ЕРА/