В воскресенье на киевский Майдан вновь вышли сотни тысяч людей. Об этом красноречиво свидетельствуют фотографии. Что совершенно не помешало Первому каналу российского телевидения исключить из своих репортажей, наряду с общими планами центра украинской столицы, и слово «тысячи». Корреспонденты этого уникального СМИ без всякого смущения говорили о «сотнях» манифестантов. Забыли они рассказать своим зрителям и о том, что примерно в два часа по местному времени оппозиция приняла решение начать возводить баррикады вокруг правительственного квартала с целью его полной блокировки. С трибуны вече (именно так назывался воскресный сход) прозвучала угроза заблокировать также загородную президентскую резиденцию «Межгорье». В том случае если Виктор Янукович откажется отправить в отставку правительство Азарова и арестовать министра внутренних дел. На реализацию этих требований Януковичу отмерили 48 часов.
Правда, сегодня отставка правительства уже отнюдь не главное требование митингующих. Главное — досрочные парламентские и президентские выборы. Юлия Тимошенко из заключения призвала не идти ни на какие переговоры с действующей властью. Глава партии «Батькивщина» Арсений Яценюк сообщил собравшимся, что администрация президента готовит введение чрезвычайного положения в стране.
Нет никаких сомнений в том, что помимо всех сопутствующих обстоятельств столь массовый воскресный протест в столице Украины был спровоцирован поведением Виктора Януковича, который в минувшую пятницу не придумал ничего лучше, как на обратном пути из Китая навестить в Сочи Владимира Путина. Надо ли говорить, с каким гневом в Киеве было принято известие о том, что президент в столь драматичные для своей страны дни не может обойтись без инструктажа российского руководства. Впрочем, нельзя исключать, что Янукович намеренно совершает действия, ведущие к эскалации ситуации в Украине. И если последнее предположение верно, то введение чрезвычайного положения вовсе не выглядит таким уж фантастическим сценарием. К тому же, весьма вероятно, именно эти условия — разгон Майдана и нейтрализация лидеров оппозиции — были выдвинуты российской стороной на переговорах в Сочи. Януковичу было сказано примерно следующее: ты уж, дружочек, как-нибудь реши свои внутриполитические проблемы, а потом мы поговорим и про кредиты, и про снижение цены на газ. А пока вали в свой Киев и не мешай нам заниматься подготовкой к Олимпиаде.
Очевидно, что ситуация в Украине донельзя раздражает Владимира Путина, поскольку грозит срывом его главной внешнеполитической инициативы — собирания под крылом России бывших советских республик, фактического воссоздания империи. Вот уже вроде все сложилось: коварные планы США и их европейских пособников не прошли, Януковича удалось прогнуть, — и вдруг какие-то люди в каком-то Киеве при поддержке ЦРУ позволяют себе вмешиваться и ставить под угрозу весь блистательный замысел. Европа, видите ли, им милее! Конечно, эти люди должны быть немедленно наказаны.
Сегодня многие российские обозреватели и эксперты, анализируя ситуацию в Киеве и сравнивая ее с той, что сложилась в Москве два года назад, вполне справедливо отмечают, что люди, выходящие на протестные акции, мало чем отличаются друг от друга. Те же возбужденные лица, та же надежда в глазах, то же стремление к переменам, те же гнев и презрение в отношении к власти. Но разница все же есть. Она, прежде всего, в умении политических лидеров сформулировать повестку, в понимании ими самой природы этого формата гражданского волеизъявления — уличного протеста, в наличии политической воли, в готовности брать на себя ответственность.
Поэтому в одном случае мы имеем безвольно-абстрактный и никого ни к чему не обязывающий лозунг «За честные выборы!», затухание протестной активности в силу отсутствия даже минимальных результатов (а откуда им было бы взяться?) и как итог — «болотное дело» и десятки политзаключенных, а в другом — политику жестких ультиматумов, бескомпромиссность требований и веру многих тысяч людей в то, что их лидеры пойдут с ними до конца. Поэтому стотысячный Майдан стоит и расходиться до победы не собирается. Как говорится, почувствуйте разницу.
Фото ИТАР-ТАСС