Верховному главнокомандующему Владимиру Путину и министру обороны Сергею Шойгу удалось провести самую уникальную коллегию Министерства обороны. С одной стороны, обществу демонстрировалась довольно высокая степень открытости: и Путин, и Шойгу выступали в прямом эфире. С другой — за полтора часа выступлений главные военные начальники страны умудрились не обозначать ни единой (подчеркиваю, ни единой) сколько-нибудь существенной проблемы.
Все замечательно. В войска ритмично, без всяких задержек, не говоря уже о конфликтах с военной промышленностью, поступают вооружения.
«В 2014 году в Вооруженные силы должны поступить более 40 самых современных межконтинентальных баллистических ракет, более 210 самолетов и вертолетов, свыше 250 единиц бронетехники. На боевую вахту заступят атомные ракетоносцы "Александр Невский" и "Владимир Мономах", а состав орбитальной группировки пополнится шестью новыми спутниками», — сообщил, например, Владимир Путин. Совсем непонятно, с чего вдруг Верховный главнокомандующий провел накануне коллегии аж шесть совещаний по выполнению Гособоронзаказа. Нам просто предлагают на слово поверить, что производство военной продукции в отдельных областях выросло аж в 10-11 раз.
И с боевой подготовкой все замечательно, вторит Шойгу. Проведены несколько тысяч учений и маневров, включая и внезапные проверки. Летчики летают все больше, моряки плавают все дальше. И с дислокацией и развертыванием все отлично: новые пункты дислокации в Арктике (хорошо бы кто-нибудь объяснил боевую задачу, ради которой подразделения были заброшены далеко за Полярный круг), направление первого звена истребителей в Белоруссию, расширение группировки войск в Таджикистане до дивизионного состава.
Так же прекрасно обстоят дела и с социальными вопросами. Все офицеры, вставшие на очередь до 1 января 2012 года, получат квартиры.
Можно только порадоваться этой вдруг наступившей с приходом Сергея Шойгу благодати. Одна беда, нет никакой возможности проверить факт ее наступления. Данные, которые время от времени сообщает военное ведомство о своей деятельности, столь разрознены, что пытаться анализировать их — все равно что сравнивать горячее с зеленым. Иногда, впрочем, в этой стене недомолвок появляются бреши.
Одним из важнейших приоритетов Шойгу объявлен набор в Вооруженные силы контрактников. И он бодро рапортовал Верховному главнокомандующему: план набора солдат-профессионалов выполнен на 120 процентов, в этом году в Вооруженные силы пришло целых 77 тысяч контрактников. Дальше начинаются странности.
В 2012 году начальник управления кадров генерал Горемыкин докладывал, что в армии 186 тысяч контрактников. Стало быть, теперь должно быть минимум 233 тысячи (за вычетом тех 30 тысяч, что уволились). Но нет, Владимир Путин, демонстрируя предельную точность, вдруг называет совсем другую, гораздо меньшую цифру — 205 100 человек. А в ходе все той же коллегии министр обороны сообщил, что к концу года контрактников должно быть 220 тысяч. Но и это не все. Достаточно открыть разработанный под руководством Сергея Шойгу План развития Вооруженных сил, чтобы узнать: к 31 декабря 2013 года в армии должно быть 240 тысяч контрактников! Между тем, министр обороны поставил задачу набрать такое количество профессиональных солдат лишь к концу следующего года.
Все это позволяет сделать как минимум два печальных вывода. Во-первых, уровень штабной культуры достиг таких заоблачных высот, что чиновникам из Администрации президента и Министерства обороны лень даже согласовывать то вранье, которое они выливают на публику. А во-вторых, Путину и Шойгу совершенно все равно, какое число контрактников будет набрано. Их совсем не интересует, как будет комплектоваться армия России. Главное доказать всем, что единственная проблема России — это борьба хорошего с еще лучшим…
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев