Госдума приняла сразу во втором и в третьем чтениях правительственный законопроект, который наделяет ФСБ полномочиями по проведению оперативно-разыскных мероприятий для противодействия угрозам информационной безопасности России. Соответствующие поправки внесены в закон «Об оперативно-разыскной деятельности» и в статью 13 закона «О ФСБ» в связи с усилением угроз национальным интересам в сфере информационной безопасности страны.
Стоит помнить, что ФСБ сочетает функции правоохранительного органа и спецслужбы. Как правоохранительный орган ФСБ расследует преступления, не слишком отличаясь в методах работы от МВД или Следственного комитета. Как спецслужба она может использовать гласные и негласные методы, вербовать и внедрять агентов, разваливать преступные группы изнутри и годами следить за шпионами. В этом качестве не каждое действие ФСБ обязательно должно следовать привычной схеме «уголовное дело – следствие – суд». В целом, когда ФСБ действует как спецслужба, у нее не так связаны руки.
Конечно, ФСБ и до нового закона имела право заниматься оперативно-разыскной деятельностью в сфере информационной безопасности. Но только как правоохранительный орган, а не как спецслужба.
Это значит, что чтобы поставить кого-то на прослушку или начать перехват чьей-то почты, ФСБ требовалось возбудить уголовное дело, иметь признаки преступления и прочие важные основания. Кроме того, после того как срок прослушки заканчивался, оперативники должны были передать дело в суд, в противном случае они попадали под внутреннее разбирательство.
Другое дело, когда ФСБ действует как спецслужба, например, в рамках контрразведывательной деятельности. За шпионом можно следить годами, отчитываясь не уголовными делами, а оперативными материалами.
По новому закону ФСБ получила возможность действовать в области информационной безопасности так, как она работает по шпионам.
Отдельная проблема, что понимают в ФСБ под «угрозами информационной безопасности России». Наши силовики трактуют этот термин очень широко, и это совсем не только про хакеров и взломы.
Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, в перечень угроз в том числе входят:
- угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
- угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.
Фактически речь идет о том, чтобы противостоять повторению «Арабской весны» на российской почве, и что ФСБ сочтет нужным для этого делать — перехватывать почту блогеров или читать закрытые аккаунты в социальных сетях — оставлено на усмотрение спецслужбы.