Двухдневное заседание Комитета по открытым рынкам Федеральной резервной системы (ФРС) США завершилось неожиданно для большинства аналитиков. Практически все были уверены, что менее чем за полтора месяца до своей отставки председатель ФРС Бен Бернанке никаких кардинальных решений принимать не будет, и сворачивать программу количественного смягчения будет преемница Бернанке Джанет Йеллен, которая приступит к своим обязанностям 1 февраля 2014 года.
Однако автор третьей (а заодно и первой со второй) программы выкупа активов решил сам начать ее сокращение. Так, начиная с января следующего года, ежемесячный объем выкупа активов сократится с 85 до 75 миллиардов долларов. При этом в заявлении, сделанном по итогам заседания, инвесторов успокоили тем, что политика «нулевых ставок» будет действовать в течение продолжительного времени, как минимум до снижения уровня безработицы до 6,5%.
Параллельно Федеральная резервная система улучшила прогнозы экономического роста на текущий и следующий годы и подтвердила, что целевой уровень безработицы в 6,5%, скорее всего, будет достигнут уже в 2014 году, а в 2015 году — на год раньше предыдущего плана — безработица опустится ниже 6%.
Еще одним фактором, который позволил ФРС приступить к сворачиванию стимулирующих мер, стало принятие американским Сенатом бюджета, что стало возможным благодаря компромиссу между республиканцами и демократами. Политическое противостояние, которое грозило в середине января вылиться в очередной правительственный кризис, можно считать завершенным, по крайней мере, на какое-то время.
Таким образом, инвесторы сочли действия ФРС не столько реальным ужесточением денежной политики, сколько символическим актом признания устойчивости роста американской экономики. В результате после длившейся не более пяти минут попытки провала, предпринятой сразу после объявления о сокращении программы стимулирования, фондовые индексы США рванули вверх, установив новые исторические максимумы либо вплотную к ним приблизившись.
Вопрос в том, какими будут последствия для российской экономики. Несмотря на рост российских акций (который, к слову, серьезно уступает взлету американских котировок), радоваться пока нечему. Выздоровление американской экономики — безусловное благо. Однако раньше это напрямую связывалось с надеждами на рост нефтяных котировок. Теперь же, когда США активно наращивает добычу сланцевых углеводородов, надежды эти призрачны. Зато для инвесторов американская экономика, темпы роста которой почти вдвое выше, чем в России, не говоря уже о защищенности собственности и развитости институтов, гораздо привлекательнее российской. И отток капитала из России в сторону США только ускорится.
Это, кстати, касается не только России, но и остальных развивающихся рынков. Сокращение денежных вливаний со стороны ФРС и новая мода на инвестиции в США создают угрозу для многочисленных пузырей, выросших на развивающихся рынках и требующих постоянно растущей финансовой подпитки.