После довольно скучной четырехчасовой традиционной пресс-конференции, в ходе которой президент Путин не произнес практически ничего нового, глава страны сделал сенсационное заявление. Оказывается, Михаил Ходорковский написал прошение о помиловании, которое Путин намерен в ближайшее время удовлетворить, издав соответствующий указ. Это стало новостью не только для адвокатов и родственников Ходорковского, но и для комиссии по помилованию при администрации республики Карелия, через которую должно было подаваться прошение. Так или иначе, Михаил Ходорковский должен выйти на свободу еще до Нового года.
Я довольно хорошо знаю историю Ходорковского, и считаю, что никто не имеет морального права его осуждать, даже если он действительно написал это прошение. Пусть те, кто готов его критиковать, посидят хотя бы «однушечку», узнают, что это такое. А человек просидел больше 10 лет. И мне одинаково противно и злорадство некоторых представителей партии власти, мол, «признал вину», и стенания разочарованной публики с другой стороны. Ходорковский за это время приобрёл моральный авторитет, доказал, что он человек сильный духом, и если он получит свободу, то я могу только порадоваться за него и его родителей. Как это произошло, на мой взгляд, не столь важно, главное, что это в принципе произошло.
Лично для меня освобождение Ходорковского — абсолютно знаковая вещь. Значит, я не ошиблась в своих прогнозах, когда после ухода из власти согласилась вернуться и хоть что-то там делать. Это признак того, что ситуация будет меняться, и слава Богу. И что бы там ни было, как бы оно ни произошло, я рада, что Путин это сделал. На мой взгляд, это даёт какой-то шанс другому варианту развития, и, я надеюсь, новая эпоха всё-таки может быть.
Что же до пресс-конференции — хочу оговориться, что посмотрела ее не целиком — она подтверждает мои прогнозы о том, что политика во многом будет меняться. Возникает впечатление, что ушла какая-то агрессия, на мой взгляд, это были ответы человека более уверенного в себе и от этого менее агрессивного и более великодушного. И хотя я сама подписывала прошение о более широкой амнистии, я рада за тех, кто выйдет сейчас, выйдут многие по «Болотному делу». Конечно, надо продолжать усилия, общество не должно спать, нужно продолжать освобождать других, может быть, пробивать второй этап амнистии в ближайшее время, бить в эту точку, находить аргументы, но надо и порадоваться за тех, кто выходит.
В целом, можно сказать, что это был не худший вариант. Если в стране будет меньше злобы, меньше желания отомстить кому-то — это пойдёт всем на пользу. Такое моё поверхностное впечатление, хотелось бы в него верить. Я так думаю и не понимаю, почему я должна врать или приспосабливаться.
Фото ИТАР-ТАСС/ Денис Вышинский