Администрация президента США Барака Обамы отказалась от расширения «списка Магнитского», в который входят россияне, причастные, по мнению Белого дома, к смерти юриста. Об этом утром в пятницу, 20 декабря, сообщило интернет-издание The Daily Beast.
Никаких подтверждений этой новости пока нет, единственный источник информации на данный момент — вышеупомянутое издание The Daily Beast, которое якобы имеет собственные источники в Белом доме и администрации. Вечером, скорее всего, появятся обновлённые сайты, и лучше бы давать комментарий уже тогда, но пока можно сказать следующее.
Если государственный департамент действительно откладывает внесение доклада об исполнении «Закона Магнитского» в Конгресс, а следовательно — и внесение второго списка, то это может быть связано с рядом различных факторов.
Во-первых, не исключено, что государственный департамент и министерство финансов всё ещё не смогли уточнить окончательный состав второго «списка Магнитского». Здесь основным препятствием является позиция министерства финансов США, которое очень скрупулёзно подходит к критериям внесения иностранных граждан в подобный документ. У них есть целый набор таких критериев, и очевидно, что для того, чтобы включить в список господина Бастрыкина, чего многие ожидали, министерство финансов должно располагать достаточной базой аргументов, для того чтобы избежать судебных исков, которые господин Бастрыкин может инициировать в Соединённых Штатах. То есть могут быть технические причины для задержки представления в Конгресс как доклада, так и списка. Кстати, и доклад, и список должны были быть представлены в Конгресс до 14 декабря, в настоящее время, судя по всему, они находятся на столе государственного секретаря Керри.
Во-вторых, даже если допустить, что сейчас американская администрация пытается не обострять отношения с Москвой, что вполне понятно, вполне естественно и вполне объяснимо, то Обаме и Белому дому, в любом случае, не избежать направления этого доклада в Конгресс и нового обсуждения второго списка. Потому что это вообще решение Конгресса, и Обама не может и не захочет обострять свои отношения с конгрессменами, среди которых у «списка Магнитского» и у соответствующего закона очень мощная и влиятельная база поддержки. Зачем Обаме из-за отношений с Москвой подвергать себя угрозе новой конфронтации с Конгрессом, с которым у него, в общем, довольно сложные отношения и в котором он нуждается для одобрения своих собственных внутриполитических и внутриэкономических инициатив? Поэтому избежать новой истории со «списком Магнитского» Обаме никак не удастся, можно лишь оттянуть эту историю до окончания новогодних каникул.
И третий фактор: думаю, что сейчас, как в Вашингтоне, так и в других западных столицах, нарастает беспокойство по поводу внешних инициатив Кремля. И уж во всяком случае ни Обама, ни другие западные лидеры не захотят быть обвинёнными в политике попустительства Путину, особенно после украинской саги, когда Москва затянула поводок на шее Украины и, фактически, Запад отдал это государство. Сейчас, так сказать, новогодний цейтнот, но уже где-то с начала января медиа, и общественное мнение, несомненно, займутся проблемой Украины, а также тем фактом, что Янукович, фактически, продал её Путину. И в этом контексте Обаме тем более не захочется быть обвинённым ни в поддержке, ни в попустительстве новой агрессивности Кремля, как это наверняка будет трактоваться в западных медиа.
Есть ещё четвёртый фактор. Уже учреждена группа достаточно влиятельных парламентариев из 21 страны. Это группа по поддержке «Закона Магнитского», и под этим именем парламентарии целого ряда влиятельных западных государств будут пытаться внести в свои парламенты соответствующие законопроекты, которые фактически станут попыткой инициировать расследования нарушений прав человека в авторитарных государствах, включая Россию, но не ограничиваясь ею. Не исключено, что эта инициатива получит поддержку в европейских парламентах. Вот, например, Нидерланды — совершенно точно кандидат на обсуждение европейского «списка Магнитского». Вообще история с этим списком далеко не закончена, она пока только несколько подморожена на неопределённый срок.
Честно говоря, прямой связи между задержкой второго «списка Магнитского» и объявленным Путиным возможным, мы подписанного решения ещё не видели, помилованием Ходорковского, я не вижу. С одной стороны, американцы вряд ли могли бы столь быстро сориентироваться и отказаться от расширения «списка Магнитского» в тот же день, если он был уже готов. Не исключаю, что администрация Обама и Госдепартамент на следующей неделе, если они не внесут в Конгресс второй список, попытаются сделать утечку о том, что они приветствуют политическую оттепель в России. В качестве доказательства они могут привести частичную амнистию, помилование Ходорковского, но вряд ли эти события могут быть серьёзно восприняты общественным мнением США и других стран как реальные доказательства политической оттепели. Потому что одновременно Путин делает огромное количество неоднозначных шагов, последний из которых — история с Украиной, и часть политических узников остаётся в тюрьмах, так что я думаю, что это, скажем так, слабое обоснование для нежелания Обамы не обострять свои отношения с Владимиром Владимировичем. В реальности, как мы понимаем, возможное помилование Ходорковского — это проявление не политической оттепели, а всемогущества одного человека, который узурпировал себе право казнить и миловать.
С другой стороны, все эти мои сомнения один очень серьёзный человек, от которого я получила месседж, несколько опровергает. Он мне даёт свою, инсайдерскую, концепцию, оттуда. «Некоторые американские наблюдатели, размышляя над задержкой списка Магнитского, который не был опубликован ни в пятницу, ни в понедельник, начинают серьёзно думать о том, что между этим затягиванием и освобождением Ходорковского есть прямая причинно-следственная связь». Чем больше я думаю об этом, тем больше нахожу аргументов в пользу такой трактовки. Но действительно идёт затягивание. Не отказ, а затягивание процесса.
Фото ИТАР-ТАСС/ EPA