Пять постоянных членов Совета безопасности ООН (в число которых входит, разумеется, Россия), а также Германия согласовали с Ираном все детали промежуточного соглашения о приостановке ядерной программы страны. Соглашение вступит в силу 20 января. Оно сводится, как известно, к тому, что в обмен на замораживание иранской ядерной программы часть санкций в отношении Тегерана будет приостановлена. Уже в первых числах февраля Иран получит первый транш ранее замороженных активов на сумму 550 миллионов долларов. Всего же в западных банках заблокировано 4,2 миллиарда долларов, принадлежащих Ирану.
По соглашению, с 20 января обогащение урана свыше 5% будет приостановлено. Весь запас урана, обогащенного до 20%, будет преобразован. Это будет либо снижение уровня обогащения, либо преобразование в такое состояние, при котором дальнейшее обогащение невозможно. Запас урана, обогащенного до 20%, является исходным сырьем, которое Иран может использовать для создания оружия. Тегеран также отказывается от строительства новых центрифуг, которые используются для обогащения урана. Многие из функционирующих центрифуг будут отключены.
Достижение этого соглашения подавалось Москвой как выдающаяся победа отечественной дипломатии. В частности утверждалось, что благодаря позитивной позиции России удалось вывести Тегеран из международной изоляции и одновременно ликвидировать угрозу создания иранской ядерной бомбы.
Однако сейчас выясняется, что, склоняя страны Запада к подписанию промежуточного соглашения с Ираном, Москва в то же самое время работала над другим соглашением. Которое вполне может лишить всякого смысла первое. По данным агентства Reuters, Россия и Иран близки к завершению сделки, по которой в обмен на различные товары наша страна будет получать полмиллиона баррелей иранской нефти в день. Речь идет о половине всего нефтяного экспорта Тегерана! Объем сделки составит полтора миллиарда долларов в месяц.
При этом экономический смысл предстоящей сделки загадочен. Совершенно непонятно, зачем эта нефть нужна России. Ведь попытка продать ее неизбежно обрушит мировой рынок энергоносителей. Между тем, на высоких нефтяных ценах держится весь наш бюджет.
Зато выигрыш Тегерана очевиден. Напомню, что соглашение с «шестеркой» — промежуточное. Оно будет действовать всего полгода. И Иран, получив финансовую передышку, вполне может вернуться к работам по созданию атомной бомбы. Именно поэтому США настаивают, что «если Иран не выполнит свои обязательства, то мы перейдем к ужесточению санкций». Однако российско-иранская сделка позволяет легко обойти режим санкций. Уже не шесть ведущих мировых держав, а Россия единолично станет главным участником переговоров с Ираном. И его защитником, даже вопреки собственным экономическим интересам.
Фото ИТАР-ТАСС/ EPA