Следственный комитет возбудил второе уголовное дело против гражданского активиста Сергея Мохнаткина, который выступал в качестве общественного защитника Сергея Кривова на процессе по «Болотному делу». Мохнаткин был задержан 31 декабря 2013 года на Триумфальной площади во время акции в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу собраний. Ему инкриминируют сопротивление сотрудникам полиции и нанесение телесных повреждений полковнику полиции и сотруднице Второго оперативного полка столичного Главка МВД, что грозит лишением свободы на срок до 5 лет.
Предъявление Сергею Мохнаткину обвинения не верно и по сути, и по форме. По сути — потому что если бы он действительно оказывал сопротивление, то он оказывал бы его людям, которые находились не при исполнении служебного долга, а при его нарушении, поскольку полиция нарушала конституционное право граждан на свободу манифестаций и совершала преступление против конституционных основ России. Если Мохнаткин и оказывал полиции сопротивление, то ему за это должна быть вынесена благодарность от государства, а не возбуждено уголовное дело. Я думаю, что и по форме это тоже не удовлетворительно, поскольку сам факт оказания сопротивления очень сомнителен. На видеороликах с площади видно, что полицейские чины безосновательно и непропорционально применили к Мохнаткину силу, на что они не имеют права. Не говоря уже о том, что они в принципе не должны были пресекать свободное и мирное выражение собственного мнения граждан.
Что касается того, как «дело Мохнаткина» выглядит на фоне так называемого «предолимпийского потепления»: само это потепление является мифом, краткосрочной путинской игрой, которой могут очароваться только люди, совершенно не понимающие смысл сегодняшнего режима. «Дело Мохнаткина» как раз и доказывает, что это потепление эфемерно, это иллюзия, не более чем пропагандистский ход. И другие события наверняка будут это же иллюстрировать, например, отказ в визе Дэвиду Сэттеру, американскому журналисту, которому не позволили находиться на территории России, что является возобновлением старой советской практики. В советский период Дэвид Сэттер уже подвергался со стороны властей такому же обращению. И сейчас всё указывает на то, что путинская Россия воспринимает советские методы государственного управления как положительные и годные и для нынешней эпохи.
Я думаю, что арест Мохнаткина и возбуждение против него уголовного дела с «Болотным делом» прямо не связаны, и оно не пострадает из-за того, что Сергей Кривов остался без одного из своих защитников. По той простой причине, что участие защитников вообще мало влияет и на текущий судебный процесс, и на приговор, как и вообще всё, что происходит в Замоскворецком суде, имеет мало отношения к правосудию. А что касается будущего приговора самому Мохнаткину, который, я думаю, будет жёстким, то, наверное, его участие в общественной деятельности, в том числе в качестве защитника Кривова, будет учтено как отягчающее обстоятельство.
Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин