КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииПрямая речь

30 ЯНВАРЯ 2014 г.

Александр Подрабинек, журналист, правозащитник:

В ходе процесса после Нового года, когда начались прения сторон и выступления подсудимых с последними словами, не произошло ничего такого, что как-то изменило бы наши представления о российской системе правосудия. Судебный процесс как проводился безобразно, так продолжает проводиться и теперь, разве что мы имеем возможность послушать мнения защиты и подсудимых. Но значения для вынесения приговора это не будет иметь никакого, приговор может быть связан со многими причинами, кроме собственно правосудных. Мы уже привыкли к тому, что судебные решения основываются не на результатах разбирательства, а на политических интересах людей, которые управляют правосудием. К сожалению, это так. И нынешнее затягивание вынесения окончательного решения только это подтверждает. Захотят ли власти сделать подарок к Олимпиаде, продемонстрировав свою мнимую гуманность, или, наоборот, вынесут жёсткие приговоры, пользуясь тем, что внимание общественности привлечено к Сочи, совершенно неизвестно. В нормальной судебной системе приговоры выносятся на основании доказанных фактов, но у нас точка отсчёта совершенно другая, поэтому прогнозировать что-либо довольно трудно.

Игорь Иртеньев, поэт, главный редактор журнала «Магазин»:

Это дело сфальсифицировано с первой до последней строчки. Никаких массовых беспорядков там не было, я присутствовал 6 мая на Болотной площади и хотя, конечно, не мог охватить всю картину «с верхней точки», но то, что происходило рядом со мной, даже отдалённо не напоминало массовые беспорядки. Вначале марша была чуть ли не праздничная атмосфера, на площадь приходили с детьми, что может быть не совсем правильно, но тем не менее это так. Были массы людей, совершенно не склонных ни к насильственным действиям, ни к призывам к ним. А в какой-то момент ситуация была спровоцирована, был произвольно изменён маршрут, и из-за этого всё и началось.

Конечно, «болотное дело» — это не рядовое, а знаковое событие. Среди подсудимых есть даже какая-то социальная выборка, свидетельствующая об этом, там есть люди совершенно разных, даже порой полярных взглядов. Это показательный суд, рассчитанный на устрашение участников гражданского процесса. Последствия таких действий мы сейчас продолжаем наблюдать на Майдане. Я допускаю, что, поскольку дело скандальное и оно наносит урон и без того невысокой репутации России в мировом сообществе, подсудимым могут быть зачтены сроки, проведённые под судом, и они получат свободу. Не исключаю такого варианта событий, но гарантировать его, конечно, совершенно невозможно.

Илья Яшин, РПР-ПАРНАС:

По большому счёту уже всё понятно: и то, что приговор будет обвинительным, и то, что реакция судьи на показания свидетелей обвинения и свидетелей защиты совсем разная. В то время как свидетелей защиты допрашивают достаточно пристрастно, к свидетелям обвинения относятся более чем лояльно. Практически все ходатайства прокуратуры были удовлетворены, а на ходатайства адвокатов реагируют крайне скептически и осторожно. Поэтому то, что приговор будет носить обвинительный характер, вызывает мало сомнений, равно как и то, что он не имеет никакого отношения к закону и по сути является выполнением политического заказа. Вопрос только в том, удовлетворит ли судья требования прокуратуры в полном объёме, выписав самые большие сроки, или всё-таки решение будет более гуманным и сроки снизят. Но сам обвинительный характер приговора, к сожалению, сомнений не вызывает, хотя, на мой взгляд, вина ребят не была доказана и то, что дело носит политический характер, в ходе судебного разбирательства проявилось в полной мере.

Действительно складывается ощущение, что судебный процесс затягивают. Я был на заседаниях суда по «болотному делу» до Нового года и после, и мне показалось, что судья не заинтересована в скорейшем оглашении приговора. В какой-то момент она неожиданно удовлетворила ходатайство о зачитывании дополнительных материалов дела, что практически забрало у судебного заседания целый день плюс выходные. Так что скорее всего до Олимпиады приговор не будет вынесен, а случится это сразу после её окончания. Сейчас подсудимые выступят с последним словом, потом судья уйдёт на вынесение приговора и возьмёт себе ровно столько времени, сколько будет длится Олимпиада.

Понятно, что в разгар такого события обвинительный вердикт по самому резонансному политическому делу для путинской власти не комильфо, они постараются это сделать, когда иностранные гости покинут наши страну и можно будет спокойно продолжить давление на политических оппонентов. Всех, кого власть была готова отпустить, она уже отпустила, и то, что ребята остались за решёткой после всего фейерверка амнистий и помилований, говорит о том, что по их поводу настроены решительно и, к сожалению, намерены их посадить несмотря ни на что.

Версия для печати
 



Материалы по теме

В блогах //
Десять дней с правом переписки // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Российская власть бессмысленна и беспощадна // АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
Главный редактор ЕЖа арестован на 10 суток // ГРИГОРИЙ ДУРНОВО
Один день одно имя // СЕРГЕЙ ШАРОВ-ДЕЛОНЕ
Дутое дело, похоже, закончено // СЕРГЕЙ ШАРОВ-ДЕЛОНЕ
Прямая речь //
Замоскворецкий check-point // СЕРГЕЙ ШАРОВ-ДЕЛОНЕ
Вверх по лестнице, ведущей вниз // СЕРГЕЙ ШАРОВ-ДЕЛОНЕ
Два в одном // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ