КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеОльгу Романову на пустили в эфир старыми методами – силовыми

25 НОЯБРЯ 2005 г. ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА
ren-tv.com
Ах эти «маски-шоу» на родном медийном пространстве! Подзабытые уже, казалось, люди в камуфляже, улаживающие вопросы информационной политики телеканалов снова на сцене!

А мы-то думали, что все это осталось в туманном 2000-м, у стен здания «МедиаМоста» на Палашевке и что с тех пор прессой рулящие переквалифицировались на судебные методы контроля за по-прежнему абсолютно свободными СМИ. Мы-то решили, что все эти «споры хозяйствующих субъектов» (как у старого НТВ), «отрицательные балансы пассивов и активов» (как у ТВ-6) и абсолютно «добровольные» продажи (как у недавно еще принадлежавшего Лесневским REN TV) окончательно искоренили силовые методы цензуры. Ан нет!

Со вчерашнего дня на российском медийном пространстве появились новые действующие лица. Господа Можаров, Баранов и Дунский. Просим любить и жаловать.

Таких фамилий в телевизионных и околотелевизионных кругах не слышали? Никого из них не знаете и теперь мучительно пытаетесь вспомнить, что же такого грандиозного в отечественном телеэфире сии господа совершили – может быть, новый формат телевизионной программы изобрели, который приносит удовольствие зрителям и небывалый рейтинг каналу? Нет. Может, фильм спродюсировали, который главный приз в Венеции получил или сумел сделать баснословные кассовые сборы не только в России, но и на Западе? Тоже нет.

Так чем же эти господа прославились? А тем, что стали очередным символом свободы прессы в России образца ноября 2005 года. Очередным символом тотального стремления власти жить по принципу «кабы чего не вышло», а любого не желающего по этому принципу существовать немедля из телевизионного эфира устранять. В интернете, в газетках, на радио пусть себе выступает, все эти СМИ – «не электоральный ресурс». А в телеэфире, даже сетевого канала, это никак не можно.

Ставшие вечером в четверг, 24 ноября, новым символом свободы прессы, господа Можаров, Баранов и Дунский прославились тем, что не пустили в эфирную студию канала REN TV Ольгу Романову и не дали ей провести итоговый выпуск новостей «24 с Ольгой Романовой».

Доблестное трио в черной униформе, сотрудники ООО ЧОП «ДСЛ Евразия» (лицензия N1887 от 3 июня 1999 года) своей грудью закрыли родного российского телезрителя от нехорошей информации. И правда, зачем ему, несчастному телезрителю, знать о том, что уголовное дело на Александра Иванова (сына министра обороны и нового первого вице-премьера правительства России Сергея Иванова), сбившего в мае этого года женщину, которая скончалась на месте ДТП, закрыто – «за отсутствием состава преступления». Ни один федеральный российский телеканал об этом своему зрителю не сказал. Хранили молчание как партизаны, жалели зрителя. И только безжалостная госпожа Романова во вторник поздно вечером намеревалась расстроить собравшихся у экранов. Как собиралась и усугубить это расстройство сюжетом о новом творении г-на Церетели – хрустальной часовне на Манежной площади, решение о возведении которой подписал мэр столицы и которая обойдется бюджету города, а значит, московским налогоплательщикам, в $ 15 млн.

Но на пути безжалостной госпожи Романовой стали отважные люди в черном. И защитили родного зрителя от потока негативной информации. А заодно защитили и голову нового начальника г-жи Романовой Александра Орджоникидзе, занявшего пост главы REN TV после появления в числе собственников канала «Северстали» и «Сургутнефтегаза» и упрочившего свои позиции после ухода с канала его создателей Ирены и Дмитрия Лесневских.

В минувший вторник, 22 ноября, поинтересовавшись содержанием так называемой «эфирной папки» (текстов сюжетов и подводок к сюжетам, с которыми ведущие новостей выходят в эфир), потомок доблестного сталинского наркома г-н Орджоникидзе распорядился снять из выпуска информацию о закрытии уголовного дела против сына министра обороны, равно как и сюжет о часовне Церетели. Об этом на следующий день Ольга Романова рассказала в прямом эфире «Эха Москвы» и компании RTVI в плановом выпуске программы «Особое мнение», в которой Романова постоянно участвует по средам.

Отвечая на вопрос слушателей, как ей работается при новом начальстве, Ольга сказала об изъятиях и пообещала постараться вернуть в эфир сюжет о Церетели, аргументируя это тем, что никаких внеидеологических предпосылок для запрета нет, с профессиональной точки зрения сюжет сделан качественно. А следовательно, запрет на его появление в эфире есть не что иное, как «ограничение права граждан на информацию».

Выдать сюжет в эфир в среду Романовой удалось. Правда, сложилось ощущение, что Ольга едва ли не единственный в нынешнем российском телевизионном пространстве человек, который еще помнит такие понятия, как «право граждан на информацию».

Ее новый начальник г-н Орждоникидзе, очевидно, оперирует понятиями иного рода. Например, «низкий рейтинг новостных программ». Так г-н Орджоникидзе объяснил случившееся в четверг отстранение Романовой от эфира. Мол, новых ведущих пробуем, авось, нам рейтинг поднимут! Правда, при этом эфир собственного канала г-н Орджоникидзе посмотреть удосужился и не заметил, что вместо «новых ведущих» в эфир в 23.30 в Москве, а двумя часами ранее на «Орбиты», был повторен 19-часовой выпуск со старым ведущим Виталием Бузуевым.

Ситуацию с недопущением Ольги Романовой в студию новостей наутро описали многие печатные и интернет-издания. Кратко повторю главное: Орджоникидзе в устной форме объявил Романовой об отстранении ее от эфира, на что Ольга заявила, что это «препятствие ее профессионально деятельности» и потребовала письменного приказа. В комментарии «ЕЖ» Романова пояснила: невыход в эфир без письменного распоряжения начальства означал бы на бюрократическом языке «прогул», что давало бы руководству повод ее уволить. А давать подобных поводов ни Романова, ни тот УЖК («Уникальный Женский Коллектив»), который сложился в службе новостей канала REN TV (Романова, Максимовская, главный редактор новостей Елена Федорова и другие), не намерены.

По словам Романовой, далее г-н Орджоникидзе потребовал, чтобы она взяла у врача справку о болезни, что объяснило бы ее отсутствие в новостях. Романова отказалась и направилась в студию, чтобы провести выпуск на «Орбиты», где и была остановлена появившимися на сцене господами Можаров, Баранов и Дунский из ЧОП ДСЛ «Евразия». Ситуация повторилась и двумя часами позже, когда Романова намеревалась провести эфир на Москву. Весь процесс противостояния белокурой ведущей и людей в черном был заснят на несколько мобильных телефонов.

Что будет дальше, пока сказать трудно. Руководитель новостей REN TV Елена Федорова, срочно вернувшаяся из Барнаула, где участвовала в жюри телевизионного конкурса, в первой половине дня в пятницу встретиться с г-ном Орджоникидзе и обсудить с ним сложившуюся ситуацию так и не сумела. В реакции представителей третьего совладельца REN TV – немецкой медийной группы RTL – сквозит явное недоумение. Пресс-секретарь RTL Group Эндрю Бакхерст заявил «Коммерсанту», что отстранение от эфира Ольги Романовой для него «новость» и он «никак не может ее прокомментировать». Не последовало комментариев и от нового генерального директора канала Ральфа Зибеналера, который, по идее, и должен заниматься эфирной политикой канала, в то время как к компетенции главы медиа-холдинга Александра Орджоникидзе должны относиться более глобальные проблемы, чем контроль за содержанием эфирных папок и допущение или недопущение ведущей новостей в эфир.

Не надо быть Кассандрой, чтобы предвидеть, как будет развиваться та или иная ситуация на тех крохотных сегментах телевизионного пространства, которые еще не встроены в общую схему государственной пропаганды.

После смены руководства канала Ольга Романова, Марианна Максимовская, Елена Федорова обещали, что сами с REN TV не уйдут, а начальству, чтобы найти повод их уволить, придется сильно постараться. «Мы сделаем все для того, чтобы мы не были уволены по собственному желанию, мы это заявление не напишем никогда, – говорила Романова в среду на «Эхе Москвы». – Статью какую-то найти довольно сложно, потому что я не прогуливаю и выполняю свои обязанности. Нашей деятельности можно только препятствовать».

Что ж, новое руководство REN TV уже старается и уже препятствует. Чего, увы, и следовало ожидать. Вопрос только в том, долго ли будет крупный западный медийный концерн RTL своим именем и своей репутацией покрывать прогибания двух других акционеров канала перед Кремлем, Белым Домом и московской мэрией. И зачем RTL такие пятна на репутации? А с нашими пятнами все понятно, и понятно давно…
Обсудить "Ольгу Романову на пустили в эфир старыми методами – силовыми" на форуме
Версия для печати