
На этот раз пронесло. Памятник «железному Феликсу», организатору красного террора, который унес тысячи жизней, не появится на Лубянке, перед зданием, где в каждом кабинете висит портрет Дзержинского. Комиссия Мосгордумы по монументальному искусству единогласно проголосовала против восстановления памятника создателя ВЧК. Памятник Дзержинскому останется на территории парка «Музеон». «Мы предлагаем оставить памятник на его теперешнем месте, поскольку в обществе еще не сформировалось единого мнения о необходимости принятия какого-либо решения на эту тему», — сказал во вторник начальник отдела департамента культуры столицы Александр Половинкин. Пока останется, так как общество не дозрело.
Очередное, восьмое по счету, предложение вернуть памятник поступило на минувшей неделе. «Обратились два адвоката. Фамилии я их не помню. Они малоизвестные адвокаты», — объяснил председатель комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме Лев Лавренов. В канун заседания комиссии о судьбе памятнике высказался и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов: «Меня смущает, что мы очень легко относимся к нашим памятникам, не надо стыдиться своей истории». Главный справедливоросс предложил решать вопрос на референдуме, оговорившись, что сам он голосовал бы «за». В ту же дуду и художник Сергей Андрияка: «Все памятники, которые мы создаем, мы низвергаем потом, как бы отказываемся от истории».
На самом деле во всех этих рассуждениях есть изрядная доля лицемерия. Речь же не идет о том, чтобы вычеркнуть Феликса Дзержинского из истории (подозреваю, что как раз авторы единого учебника постараются максимально затушевать подвиги его подчиненных). Речь идет об увековечивании заслуг. И вот наличие таковых перед народами России у Дзержинского более чем сомнительно.
Кроме того, будем откровенны: памятник работы Вучетича стал символом. Это произошло тогда, когда победившие ГКЧП москвичи сорвали статую с постамента, а обитатели здания на Лубянке испуганно прятались по темным углам. Они не знали тогда, что в скором времени их объявят «новым дворянством». Они не знали, что вскоре захватят власть в России. Лубянская площадь без железного Феликса — символ их трусости, их позора. И они будут изо всех сил стараться взгромоздить Дзержинского на постамент…
Фотография ИТАР-ТАСС
Фотография ИТАР-ТАСС