Детский сад, в очередной раз устроенный депутатами Государственной думы, поражает воображение. Разыгрывая обиду, они требуют извинений от тех, кто вовсе не сидит в их песочнице. Не успели еще утихнуть отзвуки жалоб на «Дождь» и CNN, как подоспели Виктор Шендерович и «Эхо Москвы». Депутат Васильев после невнятной мозговой работы обиделся на то, что Шендерович сравнил атмосферу Олимпийских игр 1936 года в Берлине и нынешних – в Сочи. Из этого он сделал вывод, что Шендерович – фашист и должен перед всеми извиниться. Какими неведомыми путями генерал МВД Васильев приходит к таким выводам, пусть разбираются психоаналитики, но если принять правила его игры, то сам Васильев должен либо извиниться перед Шендеровичем, либо в наказание встать в угол. Я рекомендую последнее.
Собственно, умозаключения Васильева – дело десятое. Я, например, прямых параллелей между нацистским режимом и советским у Шендеровича в тексте не нашел, но это неважно. Параллели эти очевидны, как бы то ни было обидно генералу Васильеву. Нацисты и коммунисты долго и усердно копировали друг друга, обмениваясь опытом построения тоталитарного государства, создания концлагерей, использования социалистической идеологии и тотальной радиопропаганды, уничтожения национальной элиты и многим другим. Когда началась Вторая мировая война, они первые два года фактически были союзниками, прежде чем наша страна начала воевать с Германией.
Скорее уж Шендерович сравнивает «нацистскую» Олимпиаду не с Советским Союзом, а с сочинской Олимпиадой. Но тогда при чем здесь обида Васильева от имени ветеранов Великой отечественной войны? Они-то здесь при чем? Или он имеет в виду ветеранов строительства Олимпийской деревни в Сочи?
Плач Васильева немедленно подхватила псевдопатриотическая общественность. Бывшая олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова обвинила Шендеровича в том, что он не дает ей заниматься спортом, балетом и прославлять Родину. Как, когда, каким образом? Это тот случай, когда лучше бегать, чем говорить.
Не упустили случая отметиться и лидеры лояльных властям еврейских организаций. Исполнительный директор Российского еврейского конгресса Бенни Брискин заявил ИТАР-ТАСС, что «сравнивать что-либо с преступлениями фашизма, тем более в стране, которая его победила, абсолютно нелегитимно», а потому Виктору Шендеровичу «нужно прикусить язык».
Глава Федерации еврейских общин России Александр Борода утверждает, что «нацизм — это то, что не надо сравнивать, то, чем не надо спекулировать… Злопыхательство Шендеровича должно быть осуждено, как и те, кто ставит эти заявления, раздвигает рамки возможных ограничений».
Тут самое время продолжить начатое Виктором Шендеровичем сравнение общественной атмосферы Олимпийских игр в Берлине и Сочи. Всего лишь в одном аспекте. В статье
«Смятение умов, или Как интеллигенция встречает исторические катаклизмы?» («Слово\Word» 2013, № 80) Евгений Беркович приводит удивительные свидетельства того, как лидеры еврейской общины в Германии встречали нацизм. В 1933 году в день, когда Адольфа Гитлера назначили рейхсканцлером, руководство Центрального общества немецких граждан иудейской веры, ведущей еврейской организации страны, выступило с заявлением, смысл которого заключался в одной фразе: «В целом сегодня действует один лозунг: сохранять спокойствие!». Более подробно позиция руководства Общества была изложена в статье председателя правления Людвига Холендера (Ludwig Hollaender), где прямо говорилось: «И в это время немецкие евреи не потеряют спокойствия, которое дает им сознание неразрывной связи со всем истинно немецким. И никакие внешние нападки, которые воспринимаются как несправедливые, не повлияют на их внутреннее отношение к Германии».
Несмотря на уже достаточно очевидный антисемитский характер нацистской власти, некоторые еврейские организации, такие как Союз национал-немецких евреев, руководимый Максом Науманом, и Имперский союз еврейских фронтовиков, возглавляемый Лео Лёвенштайном, сделали попытку присоединиться к новому порядку. Лёвенштайн даже подготовил специальное заявление на имя Гитлера, к которому приложил свои предложения в отношении евреев Германии, составленные в национал-социалистическом духе, а также экземпляр памятной книги с именами двенадцати тысяч немецких солдат-евреев, павших на фронтах Первой мировой войны.
Все эти попытки обменять лояльность на безопасность ни к чему хорошему не привели и для немецких евреев закончились трагически. А пафос и стилистика обращений некоторых еврейских лидеров Германии весьма напоминают нынешние заявления г-на Брискина и г-на Бороды. Может быть, не стоит с такой поспешностью свидетельствовать свою лояльность?
Надо полагать, кампания против Шендеровича и «Эха Москвы» этим не ограничится. И уж точно, не остановится на этом кампания против свободы слова в России. Цель устраиваемых в Охотном ряду истерик и обид состоит в том, чтобы вытеснить свободное слово и общественные дискуссии из публичного пространства на кухни, как это было при коммунистах и нацистах. И лишь до той поры, пока на каждой кухне не поставят по «жучку». Тогда за дело возьмутся уже другие органы нашей обидчивой Государственной думы.
Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников