Столкновения между силовиками и оппозицией в Киеве переросли в уличные бои с использованием боевого огнестрельного оружия, которое было выдано милиции по приказу и.о. министра Внутренних дел Виталия Захарченко. По его словам, оружие будет применяться для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, а также для освобождения заложников; для отражения нападения на работника милиции или членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность. Также боевое оружие будет применяться для отражения нападения на охраняемые объекты, конвои, жилые помещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождение их в случае захвата. Повстанцы в Доме консерватории подтвердили, что дали отпор "Беркуту" из огнестрельного оружия, перед тем долго наблюдая, как спецназовцы стреляют из огнестрельного оружия в безоружных людей.
В четверг ситуация в Киеве радикально изменилась. В 9 утра Майдан неожиданно перешёл в наступление, и, что самое удивительное, наступление оказалось успешным. Отряды протестующих прорвали позиции «Беркута» на Европейской площади, вернулись в Октябрьский дворец, вернулись в Украинский дом, вернулись на улицу Грушевского.
Существует такой сценарий, что Майдану сейчас дадут «порезвиться», постараются с помощью «титушек» создать в городе невыносимые условия, чтобы к вечеру полноценно ввести войска. Но это такие алармистские настроения, хочется верить, что они не сбудутся. Иногда появляются слухи, что колонна из 700 вооружённых «титушек» двинулась на Подол, район не в самом центре Киева, но непосредственно к нему прилегающий. Многие перепугались, но пока никаких безобразий на Подоле не замечено.
На западе Украины продолжается то, что началось ранее. Большинство зданий силовых структур и областных администраций там захвачены. Всю ночь бились за здание службы безопасности Украины в Хмельницком, непонятно, чем всё закончилось, в конце концов строение подожгли. Из здания велась стрельбы по штурмующим, была убита, хотя по некоторым сведениям — только ранена, женщина, за время ночной перестрелки погиб один молодой человек, ещё один — ранен. Штурмующие требовали выдать тех, кто стрелял и обещали отпустить остальных, сотрудники СБУ отказывались, и, по свидетельству очевидцев, сжигали какие-то документы. В каком состоянии это здание сейчас, неизвестно. Но центр событий опять в Киеве, поэтому регионы сейчас привлекают меньше внимания.
Оттуда, по всей видимости, продолжают отправляться подкрепления в Киев. Вечером была информация, что все въезды заблокированы, но сейчас в Киев проехать можно, хоть и с некоторыми ухищрения, так что можно предположить, что подкрепления опять продвигаются. При этом железная дорога с западного направления заблокирована, власти говорят, где-то подмыло грунт, что довольно странно, потому что из Львова в Киев идут две железнодорожные ветки, так что вторая ветка могла бы работать. Говорят, какие-то поезда с западной Украины пошли в обход и в Киев прибывают, но вообще на железнодорожном вокзале сейчас царит неразбериха. Потому что билеты из Киева на запад тоже не продаются. Пошли слухи, что сегодня откроют метро, потому что профильная комиссия киевской городской Рады пришла к выводу, что распоряжение киевской горадминистрации о закрытии метро было незаконным. Прошло сообщение, что метро возобновит свою работу, но пока непонятно, случится ли это. И непонятно, стоит ли его включать, потому что если действительно есть желающие что-то спровоцировать, то в метро это будет сделать проще, чем в других местах. По-прежнему большие пробки, многие ходят пешком, многие не выходят на работу, особенно те, кто живёт далеко от места работы и физически не может туда попасть.
Усталость, безусловно, есть, и появилась она именно в последние дни, когда жизнь в городе стала нести некоторые следы дезорганизации, которых не было все предыдущие месяцы. Очень трудно вычислить, сколько людей так думает, но всё равно огромное количество киевлян вчера и сегодня приходили на Майдан, буквально завалили всех продуктами питания и лекарствами. Больницы сейчас отказываются от лекарств, несмотря на большой поток раненых. Много желающих сдать кровь для пострадавших, больницы опять же начинают от них отказываться, отправлять из больницы в больницу. Очень значительное количество киевлян, по ощущениям — большинство, не просто сочувствуют Майдану, а проявляют это сочувствие на практике.
С самого начала Украинская православная церковь Киевского патриархата в лице своего предстоятеля, патриарха Филарета, заявила солидарность с протестующими и демонстрировала своё неодобрение власти. Греко-католическая Церковь, большинство прихожан которой живёт в Западной Украине, понятно, на какой стороне. А Украинская православная церковь Московского патриархата, в основном, отмалчивалась, а если руководители конфессии и делали какие-то заявления, то общие, призывая всех к миру и прекращению насилия. Тем не менее, их священники и монахи появлялись на месте событий, в какой-то момент на улице Грушевского, ещё в январе, они вставали живой цепью между протестующими и "Беркутом", молились. И это их действие было очень благожелательно воспринято большинством киевлян.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев