Цензура
04 декабря 2024 г.
«Эхо Москвы», Лесин и Громов
26 ФЕВРАЛЯ 2014, ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА

ИТАР-ТАСС

Недели три назад, когда началась атака на «Дождь», приятель мой, приехавший из Давоса, радостно приветствовал меня словами: «Надо же, наехали на «Дождь». А в Давосе все говорили, что «Эхо» будет первым». На что я ответила: «А целили-то как раз в «Эхо».

Это была святая правда: «Дождь» и в самом деле попался случайно. Программа «Дилетанты», в которой был задан злополучный вопрос о блокаде Ленинграда, делается вместе с «Эхом», и, как рассказывают, когда Путину, едущему на Пискаревское кладбище, прямо в машине показали распечатку эфира «Дождя», то сказано при этом было приблизительно следующее: «Вот что «Эхо» вытворяет!» На что Главный якобы посмотрел и сказал: «А «Эхо» тут при чем? Вопрос-то «Дождя». И пришлось мочить «Дождь».

Так оно было или нет, кто знает, но байка эта хорошо иллюстрирует одну особенность ситуации: проблемы «Эха Москвы» — это не результат повеления Владимира Путина. Путин имеет возможность закрыть «Эхо» без всяческих ухищрений. В конце концов, он может просто вызвать Венедиктова и сказать: «Уходи». Проблемы «Эха» — это результат личного конфликта Алексея Венедиктова и Михаила Лесина, в октябре прошлого года назначенного главой «Газпром-медиа». Ну, и еще парочки интересантов, из которых главным называют Алексея Громова — человека, который, по слухам, каждую неделю вместе с Лесиным в узком кругу на Рублевке играл в карты и который, собственно, и воскресил Лесина из политического небытия и способствовал его вознесению на самую вершину медийного Олимпа.

Само назначение Лесина не имело никакого отношения к «Эху Москвы». В России настало время монополий, контролируемых друзьями президента Путина. Монополий газовых, нефтяных, медийных. Медийная монополия — это братья Ковальчуки.

В течение нескольких лет они сосредоточили в своих руках контроль над крупнейшими негосударственными телеканалами, купив РЕН-ТВ, «Пятый канал», 25% СТС-медиа и 25% «Первого канала», а кроме того — «Русскую службу новостей», «Известия» и Lifenews.

При этом парадоксально, но факт — «Газпром-медиа» (по сути, бывший «Медиамост» Гусинского) формально принадлежал структурам Ковальчуков, но в реальности контролировался Газпромом. Это происходило благодаря его гендиректору Николаю Сенкевичу, который вдобавок считался человеком Дмитрия Медведева.

Снятие Сенкевича и назначение Лесина (которого, напомню, именно президент Медведев с беспрецедентной резкостью уволил из своих советников «за несоблюдение правил госслужбы и этики поведения», по просочившимся в прессу формулировкам) и означало переход «Газпром-медиа» под контроль Ковальчуков. Последовавшая в конце ноября покупка «Профмедиа» завершила становление медийной монополии в общих чертах.

Монополизация медийных активов сопровождалась монополизацией рынка рекламы. Дело в том, что «Видео Интернешнл», проданное Ковальчукам в июне 2010 года, контролировало около 70% рынка телевизионной рекламы, а львиная доля оставшегося контролировалась «Алькасаром», продававшим рекламу НТВ.

Трудно сказать, чем именно руководствовались братья Ковальчуки, поставив во главе своего суперхолдинга бывшего министра печати, казалось, давно уже выпавшего из административной колоды и имеющего серьезные риски на Западе из-за «шестого протокола» и войны за НТВ. Возможно, свою роль сыграла рекомендация Громова. Возможно, им было приятно поставить Лесина на место человека Медведева. Возможно, сыграл свою роль тот факт, что бывший министр печати и бывший акционер «Видео Интернешнл», ведя войну с НТВ, еще тогда планировал создать на базе «Медиамоста» медийно-рекламную монополию. (Разумеется, он вряд ли предполагал тогда, что будет создавать ее для Ковальчуков.)

В любом случае нетрудно заметить, что «Эхо Москвы» во всей этой истории находилось совершенно на пятых ролях. Речь шла о создании медийной и рекламной монополии гигантских масштабов, об управлении огромными потоками денег — а вовсе не о такой мелочи, как независимая в своей политике радиостанция, главный редактор которой является непревзойденным дипломатом, не уступающим, однако, Кремлю в принципиальных для свободной прессы вещах, и имеет особые отношения с Путиным. По сути, цензором Венедиктова является Путин.

Однако помимо порученных ему акционерами задач, у Михаила Лесина есть богатая личная история. Немедленно сразу после его назначения «Эхо Москвы» стало объектом целого ряда интриг, последняя из которых увенчалась успехом. Я имею в виду внеочередное собрание акционеров, назначившее генеральным директором «Эха» Екатерину Павлову, супругу Алексея Павлова, замначальника управления пресс-службы и информации президента. Павлова работала на ВГТРК продюсером и шеф-редактором «Вестей», а потом — на радиостанции «Голос России» в должности заместителя председателя по вещанию.

«Эхо Москвы» отбивалось тихо, предпочитая не озвучивать проблемы, а их решать. Медийными войнами и публичной травлей — вроде кампании против Виктора Шендеровича, в рамках которой по государственному телевидению продемонстрировали порнуху с его участием — занимались как раз его оппоненты, возбуждая на Западе самые нелестные для Кремля ассоциации.

Зачем разгром «Эха» нужен Алексею Громову — понятно. Он поставлен контролировать прессу, и ему вряд ли приятно, что «Эхо» контролирует не он, Громов, а лично Путин. Зачем это нужно Михаилу Лесину, тоже понятно. Человек, вернувшийся из политического небытия, обычно склонен использовать новоприобретенный административный ресурс для мести и удовлетворения личных амбиций. Не совсем понятно, нужно ли это Путину и Ковальчукам. В конце концов, если «Эхо Москвы» будет разгромлено, никто в мире не будет списывать это на персональные фрустрации бывшего министра печати. Все сочтут ответственным за это лично Путина.


Фото Светланы Соколовой (ИТАР-ТАСС)














  • Николай Сванидзе: Позорное и абсолютно идеологическое решение, совершенно политическое. Оно не имеет никакого отношения к маркировке, власти хотят заштриховать нашу память...

  • Forbes.ru: В ситуации «осажденной крепости» поиск внутреннего врага становится способом переключения внимания общества. 

  • Maria Kravchenko: в Туле список таких людей ведет местный телеграм-канал, связанный с правоохранительными органами - публикует их фотографии и обвиняет их в сексуальных девиациях. 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Время стукачей
22 МАРТА 2022 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Своим недавним заявлением по поводу необходимости очищения от «нацпредателей», которых великий русский народ «выплюнет на панель как мошку, случайно залетевшую в рот», Путин запустил два родственных процесса. Во-первых, открыл шлюзы народной инициативы. Во-вторых, освободил и направил в нужное русло энергию административного творчества. Оба этих бурных потока имеют одно содержание – стукачество. Движение «павликов морозовых», «дятлов» и «барабанщиков» на глазах приобретает массовый характер.
В СМИ
22 МАРТА 2022
Forbes.ru: В ситуации «осажденной крепости» поиск внутреннего врага становится способом переключения внимания общества. 
В блогах
22 МАРТА 2022
Maria Kravchenko: в Туле список таких людей ведет местный телеграм-канал, связанный с правоохранительными органами - публикует их фотографии и обвиняет их в сексуальных девиациях. 
В СМИ
4 МАРТА 2022
Фонтанка.ру: В российских школах прошёл урок «Защитники мира», в котором государство объяснило происходящее на Украине детям. 
Время назад
29 ДЕКАБРЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В этот день 99 лет назад, 29 декабря 1922 года, был подписан Договор об образовании СССР. Его подписали РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Закавказская Федерация). Через 69 лет СССР прекратил свое существование. Владимир Путин называет происшедший 30 лет назад распад СССР распадом исторической России, угрожает вторжением Украине, требует от Запада гарантий ее невступления в НАТО и пытается поглотить Беларусь. Голова Путина повернута в прошлое. И в какой-то степени ему удалось повернуть время в России назад. Верховный суд России 28 декабря по иску Генеральной прокуратуры ликвидировал международное историко-просветительское общество «Мемориал».
Прямая речь
29 ДЕКАБРЯ 2021
Николай Сванидзе: Позорное и абсолютно идеологическое решение, совершенно политическое. Оно не имеет никакого отношения к маркировке, власти хотят заштриховать нашу память...
В СМИ
29 ДЕКАБРЯ 2021
Коммерсант: «Разумеется, мы будем опротестовывать решение Верховного суда РФ всеми доступными нам путями. И мы найдем законные способы продолжать нашу работу»,— сообщил сам «Мемориал».
В блогах
29 ДЕКАБРЯ 2021
Кирилл Мартынов: Ликвидацией Мемориала это государство превратило себя в вечного экзистенциального врага для всех, кто задумывался о том, что случилось со страной в 1930-е.
Принципиальная борьба с голой задницей
1 НОЯБРЯ 2021 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Когда, объясняя пытливым зарубежцам суть отечественной внутренней политики, главный начальник завел речь о «здоровом консерватизме», – «чур, меня, чур!», я возопил я внутренне. При этом вашего покорного слугу в силу возраста (увы, увы), образования и воспитания как раз и следует отнести к консерваторам (хочется верить, «здоровым»). Сознаюсь, у меня вызывает стойкое раздражение любое публичное обсуждение проблем, которые я отношу к интимной сфере. Причем это касается не только чьих-то гомосексуальных отношений и ориентации, но, не смейтесь, и гетеросексуальных тоже. 
В СМИ
1 НОЯБРЯ 2021
«Новая газета»: В целях защиты сакральных городских видов в России начали сажать…