Уход митрополита Владимира от руководства Украинской православной церковью (УПЦ) ожидался многими — в последние годы владыка тяжело болен. Ближайшее окружение делало все, чтобы продлить его пребывание в должности предстоятеля, чтобы не допустить прихода к руководству церковью кого-либо из трех митрополитов, связанных с Москвой — Агафангела Одесского, Илариона Донецкого или Павла Вышгородского (настоятеля Киево-Печерской лавры). Появление любого из них (особенно Агафангела) во главе церкви означало бы усиление влияния патриарха Кирилла на украинскую внутрицерковную жизнь. И одновременно — резкое ослабление позиций молодых архиереев, которые стремятся дистанцироваться от Москвы и ощущают себя в большей степени представителями украинского православия, а не «Русского мира». К таковым прежде всего относятся митрополиты Антоний Бориспольский (управляющий делами УПЦ — своего рода «премьер-министр» церкви) и Александр Переяслав-Хмельницкий (секретарь владыки Владимира, находящийся в остром конфликте с «промосковским» митрополичьим триумвиратом).
Однако именно сейчас настал момент, когда митрополита Владимира смогли отпустить на покой. Свержение Виктора Януковича резко ослабило позиции всех трех митрополитов, которые тесно связаны не только с Москвой, но и с Партией регионов. Маневры «майдановцев» вокруг Киево-Печерской лавры — которые в России многие приняли за подготовку штурма знаменитого монастыря — были в немалой степени связаны с недоверием к персоне ее настоятеля. Митрополиту Илариону пришлось опровергать слухи об укрывательстве Януковича в одном из донецких монастырей. Что касается владыки Агафангела, то он и в прежние времена представлялся многим украинским церковным деятелям (вовсе не принадлежавшим к «ближнему кругу» митрополита Владимира) слишком ревностным сторонником Кирилла, готовым упразднить даже нынешнюю ограниченную самостоятельность УПЦ.
Теперь выборы нового предстоятеля могут привести к иным результатам, чем при Януковиче. Реально обсуждаются две кандидатуры. Митрополит Антоний Бориспольский, который может быть неплохо совместим с новым руководством страны, но при этом необычно молод для ведущих церковных деятелей на постсоветском пространстве (ему 46 лет). И митрополит Онуфрий Черновицкий, избранный местоблюстителем, то есть исполняющим обязанности предстоятеля. 69-летний владыка уже в течение пары десятилетий управляет одной из самых западных епархий УПЦ, а ранее многие годы монашествовал в Троице-Сергиевой лавре. Митрополит Онуфрий известен своим неучастием в конфликтах, сотрясавших церковь в последние годы, и отсутствием видимого интереса к политике. Он может стать основным кандидатом на выборах предстоятеля в качестве компромиссной фигуры — но только в том случае, если сам захочет участвовать в избирательной кампании, которая и в церкви не является высокодуховной (вспомним хотя бы выборы московского патриарха, сопровождавшиеся «войной компроматов»).
Но заседание украинского Синода примечательно не только назначением местоблюстителя, но и другими событиями. Во-первых, создана комиссия по диалогу с представителями неканонических церквей — УПЦ КП и УАПЦ. Разумеется, никто не может гарантировать успешности этого начинания, пока, во всяком случае, перспективы найти взаимопонимание между сторонами скорее вызывают скепсис. Но важнее другое: после того как УПЦ КП в сознании украинского общества теснейшим образом «соединилась» с Майданом (представители этой церкви активно помогали раненым «майдановцам», организовав в Михайловском Златоверхом монастыре настоящий полевой госпиталь), полностью игнорировать ее становится невозможно. Хотя фигура анафематствованного Филарета, как и ранее, остается серьезнейшим препятствием для любых серьезных контактов, но молодые архиереи с обеих сторон не выглядят полностью несовместимыми. Они не участвовали в драматическом расколе 1992 года и сформировались как личности уже в независимой Украине.
Новый местоблюститель в день своего избрания переговорил по телефону с патриархом Кириллом. Приличия соблюдены, но, похоже, что патриарха поставили перед фактом принятых на Синоде решений. Об этом свидетельствуют и тексты документов, принятых синодалами. В обращении к власти содержится осуждение преступных действий прежнего руководства, спровоцировавшего «кровопролитие на улицах и площадях Златоверхого Киева» — это позиция, полностью расходящаяся с официальной российской точкой зрения. В обращении к епископату, духовенству, монашеству и мирянам содержится призыв не поддаваться на провокации и ни в коем случае не поддерживать лозунги, направленные против территориальной целостности Украины. Это ответ «горячим головам», мечтающим об отделении от Украины как можно большего количества регионов Юго-Востока страны. УПЦ показала новым властям, что готова с ними взаимодействовать — тем более что на Майдане было немало принадлежащих к ней верующих (в том числе и статусных политиков — таких как Петр Порошенко, например). Другое дело, что многие «победители» относятся к УПЦ как к «московской» церкви — поэтому спокойное развитие ей не гарантировано.
Автор — первый вице-президент Центра политических технологий