Россия готовится «симметрично» ответить Западу на угрозу введения экономических санкций в связи с событиями в Крыму — о такой возможности, в частности, во вторник в Киеве заявил Госсекретарь США Джон Керри.
Сегодня же стало известно, что Совет Федерации приступил к подготовке законопроекта, в соответствии с которым в случае введения санкций против России и российского бизнеса глава государства наделяется полномочиями замораживать счета иностранных представительств в российских банках и арестовывать имущество иностранных компаний. Кроме того, законопроект предусматривает возможность конфискации имущества, активов и счетов европейских и американских компаний, не исключая частные.
Как сообщается, инициатор законопроекта, руководитель Комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас, уже обратился к спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой поручить профильным комитетам верхней палаты рассмотреть необходимость разработки такого документа.
Как бы воинственно ни выглядела депутатская инициатива, едва ли она означает больше, чем попытку российских властей сохранить хоть какое-то лицо при очень неважной игре. В разгорающейся «войне санкций», которая имеет все шансы перерасти в полноценное экономическое противостояние, позиции России перед Западом выглядят заведомо проигрышно. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на последствия введения подобных мер в отношении Ирана, чья экономика, лишенная львиной доли доходов от экспорта нефти, а также западных товаров и технологий, в считанные годы оказалась в плачевном состоянии, вынуждая правящую элиту страны искать политического решения в контакте с западными странами.
Разумеется, Россия не Иран. И на Западе, прежде всего в Европе, которая пока еще слишком зависит от импорта российских энергоносителей, это прекрасно понимают. Поэтому едва ли нынешняя грозная риторика в отношении Москвы перейдет в практическое русло экономических санкций — во всяком случае, фронтальных. Несомненно другое: долгосрочная экономическая политика в отношении России будет ужесточаться.
Рычагов такого воздействия более чем достаточно. Прежде всего России на обозримую перспективу, вероятно, придется забыть об иностранных инвестициях — после всего случившегося пресловутый инвестклимат у нас полностью уничтожен. Другая возможность наказать Москву, не прибегая к прямым санкциям, — пересмотр долгосрочной энергетической политики. Скажем, ничто теперь не мешает Европе занять жесткую, принципиальную позицию по пресловутому «третьему энергопакету», существенно осложнив России возможности экспорта своих энергоносителей, а заодно обесценив огромные инвестиции в инфраструктурные проекты типа «Южного потока». В свою очередь США, наращивая экспорт сланцевого газа, могут пересмотреть решение об эмбарго на экспорт сланцевой нефти с перспективой вытеснения России с крупнейших рынков.
Можем ли мы что-то этому противопоставить? Серьезных возможностей на этот счет как-то не просматривается. Во всяком случае, арест иностранных активов и счетов здесь точно не поможет.
Фотография ИТАР-ТАСС