Крымский парламент проголосовал за вхождение в состав России. Кроме того, власти Крыма определились с датой проведения референдума о статусе автономной республики, а также с тем, на какие вопросы будут отвечать жители полуострова. Плебисцит назначен на 16 марта. Гражданам будет предложен выбор из двух вариантов:
"Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?"
"Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?"
Назначение референдума на 16 марта делает объективный подсчёт и контроль результатов совершенно невозможными, и вся процедура превращается в профанацию. По большому счёту, референдум 30 марта уже выглядел сомнительно — невозможно так быстро сформировать нормальные избирательные кампании и провести весь процесс. Но назначать его на 16 марта или, например, на послезавтра — это уже все равно, ничего уже не изменить. Само по себе решение Верховной рады Крыма вряд ли было бы возможно без предварительного одобрения российской стороны. То, как поведёт себя Россия теперь — это самое интересное. Есть два пути. Один из них — согласиться принять Крым в состав России на правах субъектах после референдума, который пройдёт на днях. Но это чрезвычайно жёсткий вариант. Менее жёсткий, но вполне логичный сценарий — заявить, что Россия уважает принципы международного права и поэтому аннексировать территорию чужого государства не может. Но при этом обращает внимание на требования жителей Крыма, обещает им защиту на случай посягательств со стороны Украины или третьих стран и инициирует переговорный процесс о будущем региона. Таким образом, полуостров фактически выводится из-под юрисдикции Украины и превращается в ещё одну непризнанную республику на территории бывшего СССР. Этот вариант кажется наиболее вероятным, но после всего произошедшего и первый сценарий уже не кажется невозможным.
Если говорить о реакции Киева, то она предсказуема. Конечно, никакие решения, принятые в Крыму, там не признают, но повлиять на ситуацию у них нет возможности, просто отсутствуют соответствующие рычаги. Интереснее реакция стран Запада. Фактически, сейчас решается принципиальный вопрос — вызов со стороны их бывшего главного геополитического противника, который стремится возродиться именно в таком качестве. И в этом смысле ситуация в Украине принципиальнее, чем в той же Сирии, Ливии или где бы то ни было ещё. Либо Запад найдёт в себе силы выставить по какой-то линии «красные флажки», дальше которых Россия не сможет зайти, либо Запад распишется в том, что на определённой части земного шара остановить Россию он не имеет никакой возможности. И это будет означать формирование новой мировой реальности.
Никаких украинских элит, поддерживающих сепаратизм Крыма, нет. Скорее всего, нет единодушия даже среди собственно крымских элит. Ещё недавно любой шаг по пути сепаратизма сопровождался двумя шагами назад. Скорее всего, в данный момент их действия диктует уже внешний игрок, они не могут защищать свои интересы и вынуждены действовать в новой парадигме. Что касается собственно украинских элит, то они, видимо, уже вынуждено списали свои активы и планы на полуострове, хотя, может быть, и преждевременно. Но Крым вообще никогда не являлся одним из индустриально развитых регионов Украины. Там не так уж много активов ведущих украинских финансовых игроков. На побережье раскуплена земля, в последние годы в этом очень преуспела семья Януковича и семья Азарова, но даже нет смысла обсуждать то, как будут защищаться их интересы. В целом, кроме уникального положения на Чёрном море, никаких экономических преимуществ у Крыма нет. И Украина экономически не испытывает дополнительного давления без Крыма. Разумеется, прямо сейчас никакие инвесторы вообще в Украину идти не хотят, но в какой-то даже краткосрочной перспективе само по себе отделение этого региона положение страны сильно не изменит.
Крымские татары, скорее всего, будут против, и тут нельзя исключать вооружённые столкновения с наиболее радикальной их частью — как в виде прямого противостояния, так и каких-то партизанских действий. Можно также допустить обращение хотя бы части татар к третьим игрокам, например, к той же Турции. В целом татарская проблема таит в себе серьёзные вызовы и угрозы, в том числе — для России, хотя их число от общего населения Крыма сравнительно невелико, 13-17%. В целом людей, которые не хотят вхождения в состав России, там ещё больше, но фактор татар наиболее существенен. Прогнозируя результат референдума, нужно сказать, что если он будет проведён через 10 дней, можно будет ожидать потрясающих результатов: не меньше 80%, а может, и все 95 будут «за» вхождение в Россию. 146%, конечно, постараются избежать, но меньше 85%, по-хорошему, не должны опустить.
Фотография ИТАР-ТАСС/ЕРА/ MAXIM SHIPENKOV