Украина
31 мая 2020 г.
Какой должна быть защита россиян в Украине?

ИТАР-ТАСС

Одной из мотивировок решения Совета Федерации о вводе российских войск на территорию автономной республики Крым стала защита живущих в Украине наших соотечественников. Стоит признать, что эта цель не является чем-либо из ряда вон выходящим, более того, зачастую она входит в число важнейших приоритетов многих развитых государств. В частности, Израиль в течение всей истории своего существования реализовывал комплекс мер, направленных на защиту проживающих в различных концах света евреев от дискриминации по этническому признаку. Другим примером является созданная после Второй мировой войны Федеративная республика Германия, ставшая прибежищем для миллионов немцев, во второй половине 1940-х бежавших из целого ряда стран Центральной и Восточной Европы.

По причине того, что после распада Советского Союза за пределами РСФСР осталось около 25 млн русских, посткоммунистическая Россия должна была выработать стратегию, направленную на их защиту от притеснений и помощь в сохранении этнической и культурной идентичности. Однако российским элитам этого сделать не удалось, и тому есть масса подтверждений. В частности, тесному сотрудничеству Кремля с лидерами государств Средней Азии нисколько не препятствовал факт последовательного выдавливания русских из всех пяти стран этого региона. Согласно данным официальной статистики, в 1990-е годы численность русских, проживающих в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Туркмении и Таджикистане, сократилась почти на 4 млн человек. Ни один из российских президентов во взаимодействии с руководством Азербайджана никогда не ставил вопрос о том, почему в течение первых пяти лет после обретения независимости страну вынуждены были покинуть около 200 тыс. русских.

На протяжении двух постсоветских десятилетий Кремль уделял внимание лишь странам Балтии, которые отказались признавать гражданами русских, отправлявшихся туда в бытность СССР на работу в различных секторах экономики. Что характерно, внимание России было направлено не на содействие проживающим в Эстонии и Латвии русским в возвращении на историческую Родину, а на поиск инструментов давления на элиты этих государств, редко когда оказывавшихся эффективными. Ровно то же самое относится и к Украине, где достаточно остро стоит языковой вопрос. В силу того, что в 1920-е годы к Украинской ССР были прирезаны находившиеся в составе РСФСР Одесская и Донецко-Криворожская республики и уезды Курской и Воронежской губерний, а в 1950-е — Крым, для значительной части населения современной Украины русский язык является родным. Чтобы оценить масштаб языкового раскола страны, достаточно взглянуть на карту, отображающую выбор языка персональной страницы украинскими пользователями социальной сети «ВКонтакте».

Так что требования федерализации Украины и признания русского языка в качестве второго государственного совершенно обоснованны. Однако достижение этой цели станет возможным лишь в том случае, если на украинском политическом Олимпе будут представлены сильные политики, отстаивающие права русскоязычных граждан и при этом сама страна будет чувствовать твердые гарантии невмешательства во внутренние дела со стороны России. Здесь можно вспомнить пример Индии, на первых порах после обретения независимости отказавшейся от использования английского языка, но спустя несколько лет сделавшей его вторым государственным. Для получившей суверенитет колонии это оказалось возможным лишь в ситуации полной неприкосновенности со стороны ее бывшей метрополии. Кремль же в течение последних десяти лет постоянно шантажировал украинские элиты с помощью мер грубого давления, таких как «газовые войны», например, и всячески пытался установить в Киеве лояльный себе режим. При этом авторитарный клан Виктора Януковича, на которого и делала ставку официальная Москва, препятствовал росту интересных для электората юго-восточной Украины политиков.

Как результат победа революционного Майдана обернулась отменой даже того неэффективного закона о региональных языках, который действовал ранее, а также тотальной деморализацией Партии регионов, оказавшейся не у дел при формировании нового Кабинета правительства. Финальным аккордом провала стратегии Кремля по отношению к своему ближайшему соседу стал ввод войск, который сделает защиту русских и русскоязычных на Украине еще более сложной, поскольку теперь на любых внешнеполитических шагах российских властей будет лежать отпечаток агрессии. Ликвидировать этот осадок не удастся еще в течение длительного времени, ведь те представители украинской элиты, которые всегда были критически настроены к идее сближения с Россией, получили в руки мощный козырь в поддержку собственной правоты. Изменить эту ситуацию может лишь полный отказ от попыток включить Украину в создаваемые Москвой интеграционные объединения, а также глубокая внутренняя модернизация России, которая бы открыла перед страной перспективу вхождения в сообщество развитых рыночных демократий. Только в этом случае Россия сможет стать привлекательным для республик бывшего СССР партнером, с авторитарной же и непредсказуемой страной стремиться сотрудничать никто и никогда всерьез не будет. Без существенных внутри- и внешнеполитических изменений Россия и дальше будет оставаться источником для обогащения лояльных Кремлю элит и удобным объектом для циничной эксплуатации чувств со стороны националистически настроенной элиты бывших братских республик.



Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников














  • Георгий Чижов: Переговоры не провалились, есть надежда, что диалог продолжится и даже принесёт какие-то результаты.

  • "Ведомости": Путин и Зеленский разошлись в понимании сроков восстановления Украиной контроля над границей с Россией.

  • Новости выжившей из ума сверхдержавы: Путина вполне устраивает нынешнее положение вещей. Путину выгодно держать жителей Донбасса в заложниках и шантажировать ими.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Зачем им поливать Саакашвили?
12 МАЯ 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Беседа у телевизора Все понимают, по чьим заказам вещают наши государственные телеканалы, в угоду кому они льют грязь на Саакашвили. Наш телеящик сегодня ничем не отличается от того пропагандистского рупора, каким он был в СССР. Жаль только, что многие россияне это его качество принимают как норму. Для них было бы странно, если бы на государственных телеканалах шли острые споры, критиковалась бы политика президента и его правительства. Хотя цензура у нас формально и запрещена Конституцией.
Ни мира, ни войны. А пленных отпустить
10 ДЕКАБРЯ 2019 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Эксперты и политологи, делавшие многочисленные прогнозы относительно исхода встречи лидеров Германии, Франции, России и Украины, могут испытывать чувство законного удовлетворения. Как они и предполагали, заседание «нормандской четверки» закончилось без исторических прорывов. Владимир Зеленский может записать себе в актив вроде бы достигнутые договоренности об обмене «насильственно удерживаемыми» (то есть пленными и заложниками) по принципу «всех на всех» в течение ближайших трех недель и допуске к ним представителей Международного Красного креста. Кроме того, установить три новых пункта разведения сторон и обеспечить таковое разведение к марту следующего года.
Прямая речь
10 ДЕКАБРЯ 2019
Георгий Чижов: Переговоры не провалились, есть надежда, что диалог продолжится и даже принесёт какие-то результаты.
В СМИ
10 ДЕКАБРЯ 2019
"Ведомости": Путин и Зеленский разошлись в понимании сроков восстановления Украиной контроля над границей с Россией.
В блогах
10 ДЕКАБРЯ 2019
Новости выжившей из ума сверхдержавы: Путина вполне устраивает нынешнее положение вещей. Путину выгодно держать жителей Донбасса в заложниках и шантажировать ими.
Возможен ли для Киева «Брестский мир-2»?
19 НОЯБРЯ 2019 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
У буксовавшего три года процесса прекращения необъявленной российско-украинской войны (не рискну назвать его мирным процессом) появились хоть какие-то перспективы. Москва передала Киеву захваченные год назад бронекатера. При этом, правда, российские чиновники решительно отрицают, что сделано это было по требованию Международного трибунала ООН по морскому праву, который еще в мае предписал вернуть и экипажи, и корабли. Следствие о незаконном нарушении границы, мол, закончено, и катера, представляющие собой улики по делу, «переданы Украине на ответственное хранение». 
Прямая речь
19 НОЯБРЯ 2019
Владимир Фесенко: Сейчас открыто какое-то окно возможности для мира в связи с желанием Зеленского пойти на взаимоприемлемый компромисс. Вопрос в том, захочет ли этого Путин?
В СМИ
19 НОЯБРЯ 2019
«Коммерсант»: Передача судов означает выполнение Россией майского решения Международного трибунала ООН по морскому праву...
В блогах
19 НОЯБРЯ 2019
Михаил Кригер: Почему никто не назовет вещи своими именами? Почему никто не вспоминает, что путинская Россия по путинской же инициативе захватила часть украинской территории...
Принятие «формулы Штайнмайера» — несомненный успех Путина
3 ОКТЯБРЯ 2019 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
После того, как 1 октября в Минске члены «контактной группы» по урегулированию ситуации на Донбассе подписали так называемую формулу Штайнмайера, внутриполитическая ситуация в Украине резко обострилась. Уже на следующий день в нескольких украинских городах (в том числе в Киеве) прошли достаточно многочисленные акции протеста, а ряд политиков прямо заявляют о «предательстве интересов украинского народа» и «капитуляции перед Москвой». Так, бывший президент Украины Петр Порошенко с трибуны Рады объявил, что «формула эта писалась в Кремле». Свежеизбранный президент Александр Зеленский оказался в затруднительном положении...