Украина намерена ввести визовый режим с Россией. Соответствующее распоряжение получило внешнеполитическое ведомство страны от Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины. Как заявил секретарь СНБО Андрей Парубий, МИД уже в ближайшие часы должен отработать механизм, согласно которому граждане РФ смогут попасть на территорию Украины только по заграничным паспортам. Въездные визы будут введены «в самый короткий срок, насколько это технически возможно». Параллельно Верховная рада Украины готовится вскоре принять несколько законов для введения безвизового режима с Евросоюзом. Кроме того, Киев инициировал процесс выхода страны из СНГ.
Выход Украины из СНГ — это вполне логичное действие. Зачем ей входить в организацию, которая никак не помогла ей сохранить свою территориальную целостность. Более того, очевидно, что ведущую роль там играет Россия. В этом отношении Украина повторяет путь Грузии, которая также после официального признания отторжения Россией грузинских автономий покинула СНГ. Украина вообще имеет очень странный статус в СНГ: эта страна — один из учредителей, но при этом она не является полноправным членом. Соответствующее решение Верховной радой так и не было принято, что в России предпочитали не замечать. Вообще СНГ — единственная международная организация на территории постсоветского пространства, и, выйдя из её состава, Украина подведёт некоторую черту в собственном развитии.
С визовым режимом ситуация иная. Если он действительно будет введён, это создаст массу неудобств украинским гражданам. Технически это будет сделать не очень просто, потому что российско-украинскую границу ежедневно пересекают тысячи людей, а летом — и десятки тысяч. Обеспечить всех желающих визами будет достаточно сложно, потому что помимо полётов из крупных городов и поездок на поездах, многие пересекают сухопутную границу на автомобилях, а в некоторых местах через границу ходят пешком из села в село. Визы создадут большие неудобства, особенно на первых порах, когда у людей просто не будет возможности получить визы, да и украинские консульства в России вряд ли будут быстро подготовлены к такому наплыву желающих.
Кроме этого, есть возможность, что Россия в ответ тоже введёт визовый режим, хотя может и не сделать этого, демонстрируя, что только Украина совершает недружественные жесты, а Москва считает «крымский инцидент» исчерпанным и готова пускать людей к себе. Хотя такая реакция кажется очень маловероятной, судя по тому, что на этой неделе уже утвердили новый порядок въезда украинских граждан по приглашениям. Причём применяют его не ко всем, большая часть людей пересекает границу, как раньше, но если у пограничников возникают какие-то основания не пустить того или иного гражданина, они обращают внимание на отсутствие у него приглашения. Оформлять приглашение очень сложно, почти как визу, потому что после предоставления всех документов приглашающей стороной, то есть российским физическим или юридическим лицом, само приглашение выдаётся в течение 20 рабочих дней, то есть за месяц. Россия легко сможет перевести эту практику в необходимость получения виз. Совсем недавно казалось, что этого не может быть: братские страны, с громадной протяжённой границей, с близкими родственниками в обоих государствах и очень интенсивным движением. Но сейчас это, к сожалению, становится реальностью.
Вероятность того, что украинское правительство доведёт визовую инициативу до конца, достаточно велика, потому что они находятся под давлением общественности, значительная часть которой не понимает, почему Украина так легко смирилась с потерей Крыма. А так как правительство, естественно, не готово к бессмысленным попыткам отбить Крым силовым путём, то оно должно демонстрировать решительность другими средствами. Создавать на полуострове гуманитарную катастрофу, отключая воду и электричество, было бы чрезмерным жестом, к тому же это будет истолковано не в пользу Украины. Так что введение виз кажется минимальным злом. Но нельзя исключать, что, просчитав все последствия, правительство всё-таки изменит предполагаемый порядок получения виз или хотя бы установит переходный период для подготовки соответствующей инфраструктуры.
Проблема в том, что рычагов давления на Россию у самой Украины крайне мало. Пробовать отчуждать имущество каких-то российских компаний очень опасно и противоречит позиции Украины о соблюдении международных правил. Государственной российской собственности в Украине либо нет, либо очень мало. Есть вариант транспортной и энергетической блокады Крыма, а также ограничение на поставки пищевой воды, но это будет крайне невыгодно смотреться, так как получится, что Украина «наказывает» людей за неправильное голосование на референдуме. Активисты «Правого сектора» ликвидировали на Украине 60 автомобилей «КАМАЗ», но это явно не является большой бедой для России, а в информационной войне, напротив, причиняет Украине серьёзный вред.
Фото ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин