Цель этой идеологической стратегии очевидна: тотальная милитаризация общественного сознания, формирование культа вождя, собирателя русских земель, создание общественной атмосферы, генерирующей истеричные имперские настроения, агрессивное неприятие противоположной точки зрения, укоренение образа врага… Причем враг этот уже повсюду, куда ни кинь взор.
Нельзя не признать, что власть добилась на этом направлении впечатляющих успехов: рейтинг Путина вознесся к своим максимальным значениям (как говорят метеорологи, за все время наблюдений), а большинство российских граждан с восторгом и энтузиазмом восприняли известие об аннексии их родным государством значительной части соседней (и еще совсем недавно — братской) страны. Неожиданно выяснилось, что столь популярные и востребованные в ХХ веке методы ведения пропагандистских кампаний (тут вполне уместны любые исторические аналогии, даже самые рискованные) вполне действенны и в веке XXI. Впрочем, надо признать, что идеологическая подготовка подведомственного населения началась не вчера и свободу слова в России принялись изничтожать не неделю назад. Почва, в ожидании этих ядовитых всходов, удобрялась и орошалась все годы правления Владимира Путина.
Сегодня некоторые эксперты полагают, что эйфория быстро пройдет. Дескать, в каждый дом придут реальные экономические проблемы (видимо, действительно неизбежные), а с ними и отрезвление. Люди постепенно начнут осознавать, что праздник «исторического воссоединения» кончился, а вместо него пришли суровые будни мировых экономических санкций, политическая изоляция и утраченная Россией репутация вменяемой страны, которая движется в русле мирового тренда — действует согласно Уставу ООН, соблюдает международные обязательства, открыта миру и налаживает партнерские дружественные отношения с разными странами. Тем более с соседскими.
Честно признаюсь, я не разделяю оптимистичный взгляд на быстрое избавление от столь соблазнительных мифов, которые сегодня генерируются в бешеном темпе и космическом объеме.
Да, конечно, в какой-то туманной перспективе трезвое осознание всего драматизма и даже трагизма сегодняшних событий, наверное, придет. Но до этого мы еще полной ложкой хлебнем «романтики» мобилизационной закрытой экономики, с неизбежным периодом «затягивания поясов», дефицита на повседневные товары, а возможно, и их лимитированного распределения. Сползание в недавнее советское прошлое будет интерпретироваться как цена за «вставание с колен», за обретение «национальной гордости», ну и, разумеется, как плата за присоединение «исконных русских земель». Мы же своих не сдаем и в беде не бросаем! А ради воссоздания «великой империи», готовы к лишениям и невзгодам, которые на нас насылают бесчисленные враги великой и гордой России во главе с сами знаете кем…
Столь молниеносный аншлюс (к концу недели дело с Крымом уже обстряпают) заставляет подозревать крайнюю нервозность в структурах и органах, которые сегодня принимают все эти судьбоносные решения. Я, разумеется, в первую очередь имею в виду голову Владимира Путина, который в одночасье обрушил основополагающую концепцию жизнеустройства российской так называемой элиты. Концепцию, на которой все минувшие годы зиждился режим его правления. Казалось, что нет в современной России более незыблемого принципа, чем тот, по которому последние полтора десятилетия жили генералы нашего чиновничества, бизнеса, верхушка депутатского корпуса. Формулируется он предельно просто: воруем мы дома, а живем в гостях. То есть на уютном и прекрасном Западе. Западе, безопасном для нас самих, наших семей и главное — наших денег. А то, что эта безопасность базируется на тех самых демократических принципах, которые дома позволительно хладнокровно игнорировать (а также безудержно воровать) — так в этом обстоятельстве были, ясное дело, особые шарм и кайф. Это позволяло, пользуясь всеми благами и достижениями западного мира, еще и высокомерно над ним подсмеиваться…
Так вот Владимир Путин эту схему разрушил одним мановением своей державной длани.
Ни в какие дворцовые заговоры и перевороты я не верю. Но реакция со стороны тех, кто сегодня утратил главный смысл своего существования, несомненно последует. Давайте представим себе ситуацию (вполне в нынешних обстоятельствах реалистичную), что санкции Запада коснутся подавляющего числа представителей российского руководства и их семей. И что же, мы всерьез верим, что, когда путь в цивилизованный мир будет им заказан, они нам позволят туда беспрепятственно ездить? Да ни за что! То есть восстановление «железного занавеса» — перспектива совсем недалекого будущего. Отсутствие любых сдерживающих факторов (а кого теперь стесняться-то?) неизбежно приведет к резкому и скорому ужесточению внутренней политики. И локомотивом этой кампании по борьбе с внутренними врагами, «национал-предателями» и «пятой колонной», станут как раз сегодняшние неформальные лидеры из либеральной обслуги режима. А вовсе не Сечин с Якуниным. Именно либералам предстоит каяться за многолетние связи с Западом, постоянно демонстрировать свою безусловную лояльность Путину и искупать вину «перед народом», жестко расправляясь с его врагами... Не думаю, что репрессии по размаху будут сопоставимы со сталинскими (не к чему это нынче), но громкие показательные процессы над инакомыслящими и несколько тысяч репрессированных — наше скорое вероятное будущее.
Возможно, вам кажется, что несколько тысяч не слишком впечатляющее число в масштабах многомиллионной страны. Но если вы живете в России и читаете эти строки, то вас, ваших близких и друзей эта волна наверняка захлестнет. А так, конечно, несколько тысяч — сущий пустяк…
На фото: Россия. Москва. 18 марта 2014 года. Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Крыма Сергей Аксенов (слева направо) во время митинга-концерта "Мы - вместе!" в поддержку решения о вхождении Крыма в состав РФ на Красной площади.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель
Пожалуйста, сохраните эту информацию и поделитесь с вашими знакомыми!
Поддержите заблокированные сайты!