Проходивший в Брюсселе 20-21 марта саммит Евросоюза поручил Еврокомиссии подготовить легальную оценку действий по включению Крыма в состав России, а также дал задание Еврокомиссии и странам ЕС подготовить и продумать список возможных мер, включая торговые и экономические, для предотвращения дальнейшей эскалации кризиса на Украине.
Никто, конечно, не надеется, что Россия скажет: «Извините, я неправильно всё делала, ухожу из Крыма и отсоединяю его назад». В такую глупость никто не верит. Сейчас речь идёт о том, как события будут развиваться дальше, произойдёт ли нечто подобное в Донбассе, Харькове, Луганске, Одессе, Херсоне или в том же Приднестровье, где также говорят о референдуме. И поскольку на Западе Россию предупреждали, что не согласятся с присоединением Крыма, а она всё равно это сделала, они не могут просто сказать, ну, воссоединились, и на здоровье. Они должны принять ответные меры.
Те санкции, которые введены на данный момент, с точки зрения макроэкономики — символические. Довольно произвольно выбран список чиновников, бизнесменов и депутатов Государственной думы, против которых приняты меры. Кто-то кому-то объяснил, что Юрий Ковальчук играл роль в крымских событиях, хотя на основании чего сделан такой вывод — непонятно. При этом нужно обратить внимание на то, что «высший круг» — члены Совета безопасности, министр иностранных дел, министр обороны, не говоря уже о президенте, то есть люди, без которых этого всего точно не было бы, — не затрагиваются. Единственный, кто из этого круга «попался», это руководитель аппарата президента Сергей Иванов, хотя логики в этом тоже нет. Но, повторюсь, все эти меры носят скорее символический характер, так же как и отмена всевозможных встреч, переговоров, саммитов и так далее. Никакие серьёзные санкции пока не приняты.
Если почитать интервью таких людей, как Киссинджер, или стенограммы круглых столов, то станет ясно, что на Западе политики подсознательно понимают: они сами наделали много ошибок и наломали дров. Поэтому после принятия нынешнего комплекса мер, они не пойдут дальше, даже если Россия не уйдёт из Крыма. Им уже ясно, что Крым — это «отрезанный ломоть», тут ничего не поделаешь, но они должны выполнить свои обязательства, потому что на них давят своя политическая элита, СМИ, общественное мнение. Особенно жёстко против России настроены в США, в Европе картина более разнообразная. Так что дальнейшей эскалации с целью вытеснить Россию из Крыма не будет. Эти меры — просто попытка «отыграться» за произошедшее, а также некий сигнал для Москвы, что на этом всё может закончиться, а через год-другой и вернуться к исходному положению, если не последует развёртывание процесса воссоединения России с русскоязычными, молдавоязычными, осетиноязычными, абхазоязычными и так далее.
Но если процесс всё-таки пойдёт дальше, то Запад уже выстроится «свиньёй» и попрёт по полной программе, и это тоже сигнал, который посылают Кремлю.
Теперь необходим процесс стабилизации, урегулирования, налаживания отношений. В Крым уже едет ОБСЕ, мы предложили мидовский план создания «Группы поддержки». Если всё пойдёт в сторону улаживания конфликта, то новых мер не будет, хотя на какое-то время произойдёт замораживание отношений. Уже отменён ряд встреч, ряд саммитов, остановлен ряд переговоров, заморожен целый ряд крупных сделок, и это какое-то время будет продолжаться, хотя в перспективе может быть одно за другим отменено.
Фотография ЕЖ