Предконкурсная подготовка. Есть ли подводные течения в конфликте на REN TV?
Александр Орджоникидзе (на фото слева) обещания своего не выполнил.
Еще в прошлую пятницу, комментируя случившееся накануне недопущение Ольги Романовой в эфирную студию новостей REN TV, новый руководитель канала был склонен списывать конфликтную ситуацию на простое недоразумение. И обещал, что уже в понедельник Романова выйдет в эфир в привычное время.
В понедельник про пятничные обещания г-н Орджоникидзе, похоже, забыл. Напротив, создал надстройку, поставив над главным редактором информационного вещания Еленой Федоровой своего человека. Представил в прямом эфире «Эха Москвы» нового главного редактора REN TV Илью Кузьменкова (на фото справа) и на том, что называется, «умыл руки». Далее конфликт с Романовой – «лицом канала», обладательницей премий «ТЭФИ», одной из самых профессиональных и самых уважаемых телевизионных ведущих — оказался делом специалиста по пиару г-на Кузьменкова.
И ответ на поставленные перед ним вопросы г-н Кузьменков нашел в своем пиаровском багаже. Не вернув Романову в эфир, новый главный редактор предложил ей «подумать над концепцией новой аналитической программы». Причем тут же в интервью «Газете» сам себя похвалил за «менеджерское решение». Цитирую: «Если менеджер приходит в коллектив, в котором происходит публичный конфликт, ему нужно его разрешить, иначе придется иметь дело с этими проблемами все время управления компанией. Я выбрал диалектический вариант решения проблемы — компромисс. Я временно отстранил Ольгу Романову от эфира, но предложил ей придумать концепцию новой программы. Любой конфликт должен стать импульсом к развитию». Конец цитаты. Ну что тут еще скажешь?!
Романова письменному распоряжению нового начальника подчинилась. «Я полностью подчиняюсь письменному распоряжению руководства канала и буду работать над концепцией новой программы», — заявила Ольга. При этом, будучи женщиной умной, не преминула добавить, что пребывает «в полной уверенности, что эта концепция не будет принята».
И трудно с Романовой не согласиться. Странно было бы начинать работу над новой аналитической программой с такого скандала, не то слово — скандалища. Особенно учитывая, что одна (и, по словам нового начальства, вполне устраивающая его) аналитическая программа, «Неделя с Марианной Максимовской», на канале уже есть.
Можно, конечно, витая в облаках, предположить, что новому руководству REN TV и вправду срочно потребовалась дополнительная порция аналитики. Кто знает, может, они берут пример с НТВ, где уже четыре аналитические (или считающих себя «аналитическими») программы наступают на ноги и на темы одна другой!
В таком случае «менеджерский опыт», а точнее, пиаровская смекалка подсказали г-ну Кузьменкову, что новое дело нужно начать именно со скандала — тогда зритель будет с нетерпением ждать новой программы Романовой, следовательно, и рейтинги будут высокие. Нынешние топ-менеджеры канала всячески подчеркивают, что все их решения продиктованы не политикой, а исключительно заботой о рейтинге насущном.
Предположить можно, да только верится во все это с трудом. Тем более что есть другая информация для размышлений.
За громким скандалом вокруг отстранения Ольги Романовой от эфира почти незамеченной прошла еще одна «телевизионная» новость минувшей недели. «Северсталь-Групп», изначально выкупившая у РАО «ЕЭС» контрольный пакет акций REN TV, а после поделившаяся его половиной с «Сургутнефтегазом», продолжила свои телевизионные вложения. И стала акционером ТРК «Петербург».
Смешно было бы думать, что «Северстали» вдруг ни с того ни с сего потребовались 18% акций региональной компании (федеральный, или близкий к федеральному, охват питерский канал потерял во второй половине 90-х, когда на его частоте во всех других регионах, кроме Петербурга, стал вещать канал «Культура»), если бы речь не шла о некоем весьма перспективном проекте.
Напомню, что помимо «Северсталь-Групп» новыми совладельцами питерского телевидения стали компании, близкие к петербургскому банку «Россия» (который частично также принадлежит «Северсталь-Групп») и питерскому медиабизнесмену Олегу Руднову. В городе на Неве намекают на особые дружеские отношения г-на Руднова и владельцев банка «Россия» с Владимиром Путиным еще со времен его работы в Смольном. Из этих намеков делается вполне логичный вывод, что Смольный неслучайно согласился на потерю контрольного пакета акций городской телекомпании (прежде мэрии принадлежало 68% акций ТРК «Петербург», а после допэмиссии контрольного пакета нет ни у кого). Следующее звено в цепочке этих умозаключений: дополнительная эмиссия акций телекомпании, выкупленных «Северсталью», банком «Россия» и структурами Олега Руднова, проведена для того, чтобы новые владельцы помогли каналу вернуть себе федеральный эфир.
Именно ради этого сладкого пряника и затеивается многоходовая процедура. Смольный соглашается на потерю контрольного пакета в обмен на 25 млн долларов, которые, по предварительным подсчетам, должна принести эмиссия. Денег, вложенных новыми владельцами ТРК «Петербург», должно хватить для того, чтобы ТРК смогла победить в конкурсе на федеральную частоту, назначенном на 25 января следующего года.
Этот конкурс — еще одна составляющая в многоходовой комбинации. Ибо в момент, когда Федеральная конкурсная комиссия по распределению теле- и радиочастот объявила о новом конкурсе, на котором впервые выставлена не отдельная частота, а невиданный доселе пул из 40 частот в крупнейших городах страны, у наблюдателей практически не возникло сомнений – пул, как лакомый кусочек, подготовлен для питерских друзей президента.
И пока ничто не опровергает подобных предположений. Напротив, все происходящее точно выстраивается в общую схему.
Именно ради возвращения в федеральный эфир ТРК «Петербург» затеян этот не имеющий аналогов конкурс на вещание с уникальным пулом частот.
Именно под этот конкурс на питерский канал приведены новые акционеры, среди которых (надо же, какое совпадение!) и новый совладелец REN TV «Северсталь-Групп».
Именно после появления в числе главных владельцев REN TV «Северстали» на этот канал в качестве эмиссара был направлен бывшей руководитель спутникового канала «НТВ+» Александр Орджоникидзе.
Именно после появления на посту главного руководителя REN TV г-на Орджоникидзе у прежде независимой службы новостей канала начались якобы технические, но на деле вполне политические проблемы — снятие сюжета про Казахстан из программы Марианны Максимовской, снятие сюжетов про уголовное дело против сына министра обороны Иванова и про хрустальную церковь Церетели из программы Ольги Романовой и отстранение Романовой от новостного вещания.
Если задуманная где-то на вершинах власти схема сработает, то уже в конце января «Северсталь» окажется акционером (и по сути кошельком) крупного федерального канала, вещающего в более чем 40 регионах страны. И при этом продолжит быть акционером (и главным управленцем) сетевого канала REN TV, вещающего в Москве на дециметровой частоте и работающего в регионах по соглашения с сетевыми партнерами.
Вполне можно себе предположить, что «Северсталь» захочет сложить эти два бизнеса. И, скажем, превратить REN TV в московское бюро ТРК «Петербург». А зачем, скажите, каналу, которым владеют друзья президента Путина, такие новости, какие делает Ольга Романова?