17 марта состоялась маленькая победоносная аннексия Крыма. США в тот же день ответили санкциями, которые, по сути, смехотворны. «Первый раунд санкций должен был послать сигнал Москве, что если она пойдет дальше, то и мы пойдем дальше», — заметил глава МИДа Швеции Карл Бильд.
18 марта, выступая в Совете Федерации, Владимир Путин произнес речь, в которой фактически заявил о правах России на юго-восток Украины. В этой речи также употреблялись слова «разделенный народ» и «национал-предатели» (точная калька с гитлеровского nationalverrater).
На границах с Украиной продолжилось сосредоточение войск, а в Харькове и Донецке — многотысячные путинги, в ходе которых собравшиеся просили Россию ввести войска, чтобы «защитить их от бандеровцев».
При этом российские чиновники открытым текстом давали понять, что Запад не может решить проблему стабилизации Украины без России, для чего нужно изменение Конституции и федерализация Украины. В переводе это означает: «Если вы не хотите, чтобы юго-восток Украины забрали с помощью танков, измените Конституцию Украины и отдайте его России сами».
Ответом Путину 20 марта стал второй раунд санкций, который на этот раз затронул людей из ближайшего окружения Путина: владельца «Гунвор» Геннадия Тимченко, братьев Ковальчуков и братьев Ротенбергов. Формулировки при этом были использованы предельно жесткие. Так, американское казначейство заявило, что Юрий Ковальчук — «персональный банкир Путина», а банк «Россия» — «личный банк высших должностных лиц России».
Запад вполне осознает, что на кону уже не судьба Крыма. На кону вопрос о том, введет ли Путин войска на юго-восток Украины «для защиты местного населения от спонсируемых Западом фашистов».
Начнется ли эта война?
Простой взгляд на карту показывает, что аннексия Крыма — это только начало, а не конец раздела Украины. Крым без сухопутного коридора к нему, как чемодан без ручки — территория без электроэнергии, газа и, главное, воды. Еще в большей степени это касается Приднестровья. В случае перекрытия путей снабжения Украиной эта непризнанная территория оказывается полностью блокированной. Чтобы проложить сухопутный коридор к Приднестровью, Путину нужны Одесская, Николаевская и Херсонская области.
Как будет вестись эта война? К сожалению, есть основания полагать, что эта война будет вестись из-за спин женщин и детей. Во-первых, об этом объявил сам Путин на пресс-конференции. Дословно он заявил: «И пусть попробуют стрелять в своих людей, за которыми мы будем стоять сзади, не впереди, а сзади. Пускай они попробуют стрелять в женщин и детей!». Во-вторых, именно таким способом, за спинами гражданских лиц, в том числе и женщин, был взят штаб ВМФ в Крыму. Это очень эффективный с военной точки зрения способ, но применение его в центре Европы чревато большими последствиями, чем заморозка счетов банка «Россия».
Одна из проблем для Путина в этой войне заключается в том, что для нее сложнее отыскать предлог. В Крыму о референдуме объявила Верховная рада Крыма, хотя бы и контролируемая российскими войсками. В Донецк и Харьков войска придется вводить на основании каких-то совсем уже странных петиций от митингов. В Крыму у Кремля имелось «Русское единство» с премьером Гоблином во главе, и хотя оно получило на выборах 4% голосов, это была хоть какая-то организованная структура. На юго-востоке Украины таких готовых структур нет. Я не сомневаюсь, что Ринат Ахметов будет поощрять в Донецке беспорядки и торговаться с нынешними украинскими властями, как в Китае во время крупных восстаний местные разбойники переходили на сторону то императора, то повстанцев и получали в ходе переходов повышения в чинах, но я сомневаюсь, что Ринат Ахметов выберет Россию, особенно при таком уровне санкций.
Война на юго-востоке Украины, безусловно, выгодна украинским властям. Война за Крым для Украины была невозможна (российская армия взяла все под контроль раньше, чем в Киеве успели сообразить, что происходит), да и невыгодна, потому что население Крыма в 2014 г. поддерживает аншлюс не меньше, чем население Австрии — в 1938-м.
А вот война против России, вторгшейся на юго-восток, для революционного украинского правительства стратегически выгодна, по той же самой причине, по которой революционной Франции оказалась выгодна война против австрийских контрреволюционных агрессоров. Это было событие, сплотившее нацию. Это было событие, породившее нацию.
Если нынешние украинские власти согласятся на все условия Путина, изменят Конституцию и отдадут ему юго-восток, они потеряют власть. Если они откажутся и призовут к сопротивлению агрессору, они станут отцами нации. Понятно, что отцом нации быть лучше, чем потерять власть.
Это значит, что если Путин не отступит перед угрозой дальнейших санкций, то нет ничего, что предотвратило бы войну. А он пока не отступает. В минувшее воскресенье многотысячные путинги прошли в Харькове, Луганске, Донецке и Одессе. Митингующие требовали «по дуге от Одессы до Харькова объединить усилия по одновременному проведению местных референдумов о федерализации Украины» и требовали «расследовать присутствие войск НАТО на Украине».
На фото: Украина. Киев. 17 марта. Во время записи в Национальную гвардию на Крещатике.
Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян
Нас блокируют. Что делать?
Пожалуйста, сохраните эту информацию и поделитесь с вашими знакомыми!
Поддержите заблокированные сайты!
Грани.ру, Ежедневный журнал, Каспаров.ру, блог Алексея Навального