КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииКак наши враги воспитывают детей в ненависти к России

4 АПРЕЛЯ 2014 г. ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ

Виктор Шендерович

В калифорнийский Форт Росс мы приехали на закате.

Музей, разумеется, был закрыт, но тесовые ворота крепости неожиданно оказались растворенными настежь: внутри, в сопровождении полудюжины взрослых, резвилась детвора. Все они были наряжены в русских казаков и казачек — по крайней мере, в русских казаков и казачек в американском представлении.

Вид мексиканского мальчика в шапке с двуглавым орлом — это, я вам скажу, нерядовое испытание для зрачка, но тут все было нескучно: рядом стояла его англо-саксонская учительница с бейджиком «Zakharii Chichenev». Тянуло дымком с запахом гречневой каши; заканчивался ужин.

Что это?

Это, братцы, вот что. Местная школа полгода изучала со своими пяти-шестиклассниками поход русских за пушниной на Аляску и их путешествие в Калифорнию — всю эту, уже хрестоматийную для нас, «юнону и авось» — а потом снарядила детей в поход. Поделили промеж себя реальные имена казаков, собрали на скорую руку одежку и реквизит — и приехали на пару дней в Форт Росс!

Рюкзаки и спальники аккуратными рядками разложены на полу; гречка и винегрет на ужин — здесь же, на свежем воздухе, прямо в квадрате форта… К чаю, правда, раздали не-аутентичный зефир.

Папа одной экскурсантки, уроженец Харькова в расшитой рубахе (единственный тут русскоговорящий до нашего появления в воротах), угощает нас этим зефиром, пока юные «казаки» гурьбой высыпают за ворота досматривать закат…

Виктор Шендерович

Так они и живут в Форте Росс, местные «захарии чиченевы» — растут в игре, растворяя в себе историю…

Американскую, русскую?

Странный вопрос, если вдуматься. История — она история и есть. И русская история этого форта — американская история, разумеется, тоже. И шанс для расширения взгляда на мир для тех, кто только приходит в этот мир и осматривается в нем.

Калифорнийские педагоги этот шанс не упустили.

Виктор Шендерович

А теперь прошу представить мурманскую среднюю школу наших дней, полгода поименно изучающую, допустим, моряков американского конвоя времен Второй мировой… Потом, при поддержке местной администрации, дети вместе с учителями идут в двухдневный поход — в американской морской форме, с бейджиками типа «Брайан Дуглас», «Уолтер Смит»…

Представили? Нет?

Фантазии не хватило?

Вот и я о том же.

А между тем у нас куда больше оснований изучать историю тех конвоев, чем у американцев — интересоваться пушной экспедицией Резанова, не правда ли? Казаки не спасали американцев от голода, не гибли, верные союзническому долгу… Но представить себе урок благодарности и космополитизма в нынешних реалиях уже невозможно. Все выела ложь и ненависть.

Смесь этой лжи с этой ненавистью — кажется, единственный отечественный продукт, производимый при Путине с качеством, превышающим мировые аналоги. Уже полтора десятка лет эта смесь заливается в черепные коробки, приближая полную деградацию страны, готовя убогое будущее России на обочине современного мира…

Где нам, таким, собственно, и место.

Вчитайтесь в последний список наших союзников на голосовании в ООН — и вы поймете, где мы уже.

Скоро будем там же, только еще глубже…

Путина матушка-история, так или иначе, приберет, но куда потом двинется огромная страна с мозгами, отравленными ксенофобией? Как и какой ценой будет выкарабкиваться обратно в мир?

И будет ли, вот вопрос.


Виктор Шендерович


Фотографии автора



Версия для печати