Самые главные события сейчас происходят в Донецке. Количество активных участников там пока что невелико, не больше 2-3 тысяч, может быть, еще меньше. Ещё вчера при минимальном сопротивлении милиции они заняли здание областной администрации и заявили, что требуют от депутатов областного совета срочно собраться и принять решение о будущем Донецкой области. Ими был поставлен ультиматум: если депутаты не соберутся, то они распустят областной совет и выберут неких представителей от всех слоёв общества. До сих пор не совсем понятно, был ли какой-то акт о роспуске, но это, в принципе, и несущественно, потому что это люди, не имеющие вообще никаких полномочий. Тем не менее, некоторые из них сегодня проголосовали и единогласно провели решения об образовании Донецкой народной республики и проведении референдума по этому поводу не позднее 11 мая. Вопросы референдума неизвестны, но, поскольку эти люди также решили, что после одобрения создания республики они вступят в состав России, их можно примерно представить. Пока самое главное отличие происходящего от событий в Крыму в том, что там решение принимал всё-таки Верховный совет, пусть и под давлением. Это были законно выбранные в 2010 году депутаты, а здесь это просто случайные люди, никого не представляющие.
Для успеха такого проекта поддержка со стороны Москвы должна быть всеобъемлющая. Даже если не говорить о вводе войск, нужна и моральная помощь, и финансовая, и организационная, и в той или иной степени кадровая. Собственных ресурсов на сегодняшний день явно недостаточно, нет такого количества пассионарных сторонников вхождения в состав России. Конечно, если провести простой опрос, то какое-то количество людей найдётся, но они явно в меньшинстве и не все готовы подняться и выйти. Поэтому нет никаких сомнений, что эти события инспирированы, хотя надо разбираться, кто эти 2 или 3 тысячи людей. Вполне возможно, что это пророссийские активисты. Но без поддержки извне они просто не чувствовали бы себя так уверено, потому что их действия подпадают под ряд статей Уголовного кодекса, и в принципе им всем грозит тюремное заключение.
Чрезвычайно любопытно, что неформальным «хозяином Донецкой области» считается олигарх Ринат Ахметов. Конечно, там немало и других бизнесменов, но большинство из них — это его младшие партнёры, и принято считать, что без Ахметова вообще никакие социально значимые процессы в Донецкой области не могут происходить. Поэтому сейчас в киевских СМИ часто упоминают, что именно этот олигарх стоит за происходящими событиями, сообщают о якобы имевшей место встрече между ним и президентом Путиным в конце марта или начале апреля. Но каких-либо достоверных подтверждений этому нет. А если анализировать этот вопрос гипотетически, то непонятно, зачем Ахметову нужно было бы организовывать такие акции. Возможно, он опасается потерять всё при новой власти, но это маловероятно. Конечно, какие-то потери у него могут быть, но он продемонстрировал способность находить компромиссы, выживать и усиливаться при любой власти. Например, после «оранжевой революции» 2005 года у него отобрали «Криворожсталь», возможно, крупнейшее металлургическое предприятие Украины, что не было для него приятно, но, тем не менее, за годы президентства Ющенко он увеличил своё состояние в два раза. Так и сейчас для него было бы рационально не входить в жёсткий конфликт с Киевом, тем более что это, скорее всего, означает также конфликтом с властями европейских стран. А Ринат Ахметов последние годы довольно много инвестирует на европейских рынках, и санкции Евросоюза будут для него очень невыгодны. Предположить, что он захотел перевести свою активность на российский рынок, странно, в России у него слишком много конкурентов, в отличие от Украины. В общем, спешить записывать Ахметова в спонсоры и вдохновители происходящего не стоит, хотя вопросы, конечно, возникают.
В целом это очень серьёзный вызов для нынешней временной власти. Если Яценюк и Турчинов в ближайшее время не сумеют предпринять какие-то эффективные меры, они весьма вероятно будут смещены со своих постов элементарным голосованием Верховной рады. Если в случае Крыма все смирились с тем, что поделать что-либо в тех обстоятельствах было нельзя, то тут ситуация иная. Во-первых, это далеко не первая попытка дестабилизации обстановки в Донецкой области и власть могла бы подготовиться. Во-вторых, речь не идёт о подготовленных вооружённых военных, это просто активисты из мирного населения. Понятное дело, это нужно очень тщательно обдумывать, какие именно меры можно применить в отношении этих товарищей, но бездействие заставляет сомневаться в дееспособности власти в принципе.
Рядовые граждане, разумеется, на фоне таких событий радикализируются, антироссийские настроения растут. Все кандидаты в президенты обязаны как-то отреагировать на сложившуюся ситуацию, и Юлия Тимошенко, например, уже вылетела в Донецк. Хотя, что она может там сделать, кроме громких заявлений, не вполне понятно. О реакции Петра Порошенко пока ничего неизвестно, возможно, он придерживается тактики, которая и вывела его в фавориты предвыборной гонки: не реагирует публично и громко на скандальные поводы, но потом, когда страсти утихают, выступает со взвешенными и умеренными суждениями. Пока нет даже исчерпывающих данных о происходящем в Донецке, картина постоянно меняется, и его имиджу самого мудрого политика может повредить резкая реакция.
В отношении Януковича можно с уверенностью сказать, что никто по нему не скучает. Наверное, на Востоке есть какие-то остаточные симпатии, но, скорее всего, у незначительной части населения. Янукович полностью морально дискредитирован, особенно после всех этих фотографий из Межигорья, ящиков с украденными из музеев картинами, которые не были вывезены и так далее. Да и само его президентство никому, кроме узкого круга приближённых, не запомнилось каким-либо улучшением уровня жизни. Поэтому Янукович там, конечно, никому не нужен. Это имело бы какой-то смысл, если бы в Донецке сейчас не изображали автономную республику, а играли бы в возвращение легитимной власти «законному президенту Януковичу». Но это имеет настолько незначительную социальную базу, что никто на это не пойдёт, и скорее всего, его в Донецке нет. Он вообще не решится приезжать в Украину, не столько из страха быть арестованным, сколько попасть под самосуд, вероятность которого в Донецке ничуть не меньше, чем в любом другом городе. Сейчас против него возбуждено пять уголовных дел, и он находится в статусе подозреваемого. О международном разбирательстве разговоров было много, но пока что ни один из созданных объединёнными нациями трибуналов не выражал готовность заниматься делом Януковича. Так что пока он разыскивается только правоохранительными органами Украины, вероятно, подан запрос в Интерпол, но, скорее всего, он в любом случае не решится выезжать с территории России. Там же довольно плотно сидит большая часть его приближённых, некоторых из них, которые сбежали в Белоруссию, настойчиво попросили оттуда уехать сразу после появления.
В целом ситуация ещё будет меняться. Пока непонятно, есть ли серьёзная социальная база, поднимется ли народ где-то ещё или это искусственно созданный информационный повод. Не похоже, что Россия готовит вооружённое вторжение в Донецкую область, хотя ручаться ни за что нельзя, но скорее всего, у этой истории другие цели, Крыма-2 не ожидается. Пока что можно предполагать, что за день или два правоохранительные органы справятся с этими процессами, хотя если этого не произойдёт, то непонятно, куда это может завести. Самое главное — под прицелом сам факт президентских выборов 25 мая. Сейчас киевской власти важно провести эти выборы так, чтобы у международного сообщества не было вопросов об их законности, и ситуация на востоке может сильно этому повредить. А пока на Украине не будет легитимной власти, очень сложно двигаться вперёд. Потому что за президентскими выборами логически следуют и парламентские, необходимо провести полную перезагрузку власти в новых условиях.
На фото: Украина. Донецк. 7 апреля. Во время митинга пророссийских организаций и политических партий на площади Ленина.
Фото ИТАР-ТАСС/ ЕРА