Медиафрения. Хотят ли русские войны?
ОпросЛевада-Центрав конце марта показал, что в случае военного конфликта между Россией и Украиной 74% россиян поддержат руководство страны. Лишь 13% сказали, что войну не поддержат.
Вина за ухудшение отношений между двумя странами, по мнению 77% россиян, лежит на властях Украины, и лишь 3% винят в этом власти России. Власть на Украине нелегитимна, по мнению 73% россиян, и лишь 14% наших соотечественников думают обратное.
При таком состоянии общественного сознания избежать войны крайне сложно, а главное, пока не видно той силы, которая могла бы противостоять нарастанию военной угрозы.
Для начала есть смысл проанализировать механизм возникновения этой угрозы. За последние несколько месяцев произошло изменение в распределении ролей в треугольнике «власть – СМИ – общество». Каток чудовищной, небывалой в истории пропаганды набрал такую инерцию, что власть не сможет его остановить, даже если бы захотела. Да и значительная часть аудитории, привыкшей к регулярным инъекциям ненависти, при снижении дозы будет испытывать пропагандистскую «ломку».
Путин по-прежнему может помножить на ноль любого Эрнста или Киселева, Соловьева или Кулистикова. Но для того чтобы поменять вектор движения пропагандистского катка, уже успевшего намотать на свои вальцы не менее трех четвертей россиян, необходимы такие усилия, мотивация и смелость, которых в нынешней российской власти обнаружить крайне затруднительно. А главное, есть ощущение, что в числе намотанных на цилиндры собственного пропагандистского катка оказалась и сама российская власть. Та самая власть, которая эти катки и запустила.
Мгла с Запада и свет с Востока
Делая обзор каждую неделю, я последние четыре месяца регулярно прихожу к выводу, что градус пропаганды еще повысился, концентрация лжи сгустилась, еще больше возрос хаос абсурда, который уже перехлестывает границы государственного телевидения и близких к нему по духу российских газет. В конце каждой недели кажется, что вот уже все, достигли пика, но следующая неделя ставит новый рекорд, находит новые поводы для ненависти к окружающему нас миру и новые оттенки приторной любви к власти и национальному лидеру.
На минувшей неделе новым сюжетом украсились и сакральный, и профанный мифы российской пропаганды.
Идею недели, а именно борьбу с фашизмом, который наступает с Запада, наиболее художественно выразил в «Известиях» Александр Проханов: «…Теперь, когда на древе западной цивилизации вновь созревает черное яблоко фашизма и его уже надкусили нацисты майдана, Германии, Австрии, только Россия готова сразиться с фашизмом, слыша от неблагодарной Европы потоки хулы и ненависти». Конец цитаты.
Исконная ненависть Запада к России, по мнению Проханова, объясняется тем, что «Россия страшна Западу не своими ракетами и боеголовками, а русским образом мира, который отвергает законы чистогана, золотого тельца и мамоны — этих фондовых рынков, банковских валютных потоков». Проханов уверен, что «именно поэтому была так невыносима для Запада Крымская речь Путина, где он (Путин) провел черту между Востоком и Западом — черту не по земле, а по небу».
Проханов сегодня запевала в этом хоре. Этот же мотив звучал в «Воскресном вечере» с Владимиром Соловьевым 6.04.2014, когда Соловьев заявил, что сегодня мы наблюдаем процесс уничтожения христианского мира. И тут слово взял эксперт Багдасаров, в прошлом депутат ГД от «Справедливой России». Он припомнил Обаме, что тот как-то раз, во время посещения Колизея, вместо того чтобы немедленно начать рыдать над первыми христианами, которые приняли в Колизее мученическую смерть, стал сравнивать параметры древних развалин с бейсбольным полем. Это возмутительное поведение американского президента послужило достаточным основанием для Багдасарова, чтобы назвать Обаму сатаной и заявить, что в США нет христиан.
Если Проханов — признанный запевала в антизападном и антиукраинском хоре, то солисткой этого хора в «Воскресном вечере», несомненно, была в этот раз Ирина Яровая, презентовавшая свой закон о наказании за пропаганду фашизма и заведомую ложь об истории Второй мировой войны. В течение получаса хор во главе с Яровой при участии президента ФЕОР Александра Бороды, депутата Европарламента Татьяны Жданок и других на разные голоса воспевал закон Яровой за его актуальность и немного укорял за запоздалость. Некоторый диссонанс изредка вносил Николай Злобин, российско-американский эксперт, которого Соловьев постоянно зовет, чтобы гостям было на ком отрабатывать удары патриотизма, плевки ненависти и пинки презрения.
Злобин, которому, судя по всему, все эти удары, плевки и пинки доставляют удовольствие, поскольку он регулярно ходит к Соловьеву и вышеозначенные знаки внимания принимает с неизменной улыбкой, все время пытался очень робко спросить, а почему весь хор считает, что угроза фашизма завозится в Россию с Запада, а не вырастает из каких-то внутренних российских обстоятельств. Еще Злобина интересовал вопрос, кто же это на Западе пытается пересмотреть итоги Нюрнбергского процесса, о чем постоянно с возмущением говорила Яровая.
Первый из провокационных вопросов Злобина Соловьев блестяще игнорировал, на второй ответил возмущенной репликой: «Еще как пересматривают!», а наиболее развернутый ответ американцу дала депутат Европарламента Татьяна Жданок. Оказывается, вопиющий пересмотр итогов Нюрнберга состоял в том, что члены Европарламента еще в 2009 году проголосовали за то, чтобы 23 августа отмечать европейский день памяти жертв сталинизма и фашизма, тем самым уравняв эти тоталитарные режимы.
То есть те, кто, как, например, «Мемориал» и многие историки в личном качестве, говорят, что во время Второй мировой войны, а также до нее, преступления совершал не только Гитлер, но и Сталин, те, кому не нравится пакт Молотова-Риббентропа и Мюнхенский сговор, Катынь и Хиросима, — все эти люди, по мнению Яровой, Жданюк, Соловьева и всех остальных хористов, заслуживают пятерочки. То есть вот, например, суд осудил преступника. А потом прокуратура завела уголовное дело на другого преступника. По факту другого преступления. Значит ли это, что тем самым оправдывается тот первый, уже осужденный, преступник и дело его пересматривается? Очевидно, что нет. А закон Яровой сама автор и ее коллеги трактуют именно так.
Логика железная. Раз Сталина и его подручных Нюрнберг не осудил, значит, любое упоминание об их преступлениях есть пересмотр итогов Второй мировой, что, по мнению авторов закона, и есть фашизм. Любой первокурсник, немного знакомый с логикой, найдет в этом умозаключении несколько логических ошибок, а точнее, софистических уловок, от подмены тезиса до учетверения терминов и мнимой логической связи. Но в студиях «России 1», Первого канала и НТВ не принято полемизировать по правилам, а в последние несколько месяцев и вообще полемизировать не принято.
Что же касается правоприменительной практики закона Яровой, то что-то мне подсказывает, что по данному закону вполне могут теперь осудить уволенного из МГИМО профессора Зубова за его сравнение действий Путина в 2014 году с действиями Гитлера в 1938-1939 годах. А вот Миграняну, который в тех же «Известиях», осуждая Зубова, превозносит Гитлера довоенного образца, как мне подсказывает интуиция, ничего не грозит. Несмотря на то, что Гитлер к 1939 году уже и «Мою борьбу» написал, и Хрустальную ночь устроил, и вообще совершил кое-что из того, что впоследствии стало предметом Нюрнбергского трибунала.
Вербальные снайперы и виртуальные диверсанты
Мне всегда было любопытно узнать, что на самом деле думают о происходящем и о своей роли в этом мире командиры путинских телевизионных войск. Часто возникает ощущение, что ими движет циничный расчет, что они на самом деле все хорошо понимают, холодно и бесстрастно продолжая врать, потому что считают людей за быдло и при этом отделяют свою судьбу от судьбы страны.
Так было. И так казалось. Сегодня возникает иное ощущение. Они, все эти киселевы-соловьевы-добродеевы-кулистиковы, уже просто не могут соскочить с набравшего бешеную скорость пропагандистского катка, который и их вместе со страной и властью наматывает на свои стремительно вращающиеся вальцы.
Не могут же люди явно неглупые и европейски образованные не понимать, что своей информационной войной приближают войну реальную, просто ее провоцируют. Не могут не знать, что большинство граждан Украины хочет остаться в своей стране и выступает против федерализации, а тем более — против раздела страны или вступления ее частей в Россию.
А значит, когда НТВ, а за ним все остальные каналы рассказывают о 25 украинских диверсантах, готовящих теракты на территории семи регионов России, которых наши спецслужбы задержали, а потом почему-то отпустили, они, все эти телеканалы, готовят реальную, а не информационную войну.
Когда в студии Соловьева группа «экспертов» делает однозначный вывод, что всю «небесную сотню» убили свои же по приказу руководства Евромайдана, они своей ложью приближают войну.
Когда все телеканалы и все массовые газеты типа «Комсомольской правды» полны сообщениями о том, что весь восток и юг Украины поголовно мечтает войти в состав России, они своей ложью приближают войну.
Превращение
Название этой части бесстыдно украдено мною у Кафки. Уж очень явственно его рассказ о превращении добропорядочного гражданина в мерзкое насекомое вскрывает анатомию того процесса, который приключился с двумя знаковыми в прошлом российскими журналистами. Речь о Татьяне Митковой и Дмитрии Киселеве. Оба были награждены литовским правительством медалями Памяти 13 января за совершенный ими журналистский Поступок.
Ирония истории в том, что ситуация тогда, 23 года назад, была в чем-то похожа на нынешнюю. Тогда Литва рвалась из СССР. Сегодня Украина окончательно отделяется от имперской правопреемницы СССР — России. Спецназ КГБ 13 января 1991 года штурмовал Вильнюсский телецентр, который защищали мирные граждане. Погибло 15 человек, более 600 были ранены.
Дмитрий Киселев и Татьяна Миткова вели новостную передачу, в которой им было приказано изложить официальное вранье о тех событиях. Миткова заявила, что не будет лгать своей аудитории, и вместо нее в эфир вышел диктор. Миткову и Киселева уволили из Гостелерадио СССР, и в эфир они вернулись, когда такой страны уже не стало. Произошло это, правда, довольно скоро, менее чем через год после вильнюсских событий.
Сегодня президент Литвы Даля Грибаускайте лишила Киселева медали, поскольку он, Дмитрий Киселев, как сказано в указе президента Литвы, «…издеваясь над фундаментальными ценностями свободы и демократии в своих программах, дискредитировал звание награжденного медалью 13 января».
Татьяна Миткова в знак солидарности с Киселевым сама отказалась от литовской награды.
Ирина Петровская в своей последней программе «Человек из телевизора» назвала странным решение литовских властей, а поступок Митковой, отказавшейся от медали, посчитала весьма достойным. Мне трудно согласиться с такой точкой зрения. И вот почему.
Ирония истории состоит в том, что в событиях Вильнюса 1991-го и Киева 2014-го есть совпадения просто буквальные. Например, снайперы, стреляющие в безоружных людей (точнее, в людей, у которых нет огнестрельного оружия). В 1991-м Миткова и Киселев отказались транслировать кремлевскую ложь о бунтовщиках, которые сами в себя стреляли. Сегодня Киселев не только постоянно транслирует эту ложь в отношении киевских событий, но и, вспомнив те, 23-х летней давности вильнюсские дела, решил выдать за истину ту кремлевскую ложь, которую они с Митковой тогда отказались давать в эфир. То есть сам, лично, своими руками зачеркнул то, за что его тогда наградили.
Превращение завершилось. Это не тот Дмитрий Киселев, которого награждала Литва и уважала аудитория. Да и Миткова не та. Их теперь награждает Путин. Его награды не могут висеть на одном костюме с наградами Литвы. Тут надо выбирать. Киселев и Миткова выбрали. Теперь выбирать нам.
Правильно выбрать качественное СМИ недавно помог прокремлевский сайт Politonline, который составил рейтинг «антироссийских» изданий. Если перевести с кремлевского, это те СМИ, которые стремятся не врать. Совсем как Татьяна Миткова и Дмитрий Киселев 23 года назад. Вот этот рейтинг:
• «Эхо Москвы»
• «Дождь»
• «Новая газета»
• The New Times
• Newsru.com
• «Свобода»
• РИА «Новый регион»
• Slon.ru
• РБК
• «Ведомости»
• «Росбалт»
• «Сноб.ru»
• «Грани.ru»
• «Ежедневный журнал»
• «Лента.ру»
• «Коммерсантъ»
• «Русский журнал»
• «Форбс»
• Znak.com
• «Московские новости»
Я бы еще добавил «Каспаров.ру» и пару-тройку региональных ресурсов. А так список вполне пригоден для добавления в «Избранное». Правда, больше половины из этих СМИ находится под угрозой. Будут ли эти угрозы реализованы, зависит от нас.
Фото ИТАР-ТАСС/ Антон Новодережкин