Когда в понедельник днем срок очередного, уже третьего по счету, ультиматума Киева сепаратистам из восточных областей истек, центральные украинские власти ввели в Донецкой области «режим спецоперации». Об этом журналистам рассказал местный губернатор Сергей Тарута.
Для российского гражданина это вполне привычный термин. Подобного рода мероприятия до сих пор периодически проводятся в разных районах Северного Кавказа, и мы прекрасно представляем себе, как это выглядит на практике. То есть речь идет о войсковой операции по зачистке определенной территории от антиправительственных элементов — экстремистов, террористов и прочих ваххабитов. Но на Украине ваххабитов нет. А есть согласованно действующие диверсионные группы, цель которых — дестабилизировать обстановку на юго-востоке страны. Однако, в любом случае, настал тот момент, когда власть не может позволить себе бездействовать и дальше, выдвигая ультиматумы и угрозы, которые никак не реализуются на практике.
Министр внутренних дел Арсен Аваков наверняка именно это имеет в виду, когда говорит о создании региональных спецподразделений, сформированных из местных силовиков, которые начнут наводить порядок в районных центрах, подвергшихся внешней агрессии. Впрочем, чисто силовой сценарий с неизбежными жертвами — вовсе не единственное решение проблемы.
В подавляющем большинстве эпизодов захвата административных зданий «вежливыми зелеными человечками» с привлечением местных маргиналов и заранее коррумпированных чиновников и силовиков речь идет не о тотальной агрессии, а именно об атаке на отдельные здания. Так вот эти здания необходимо надежно оцепить силами правопорядка и приданными им войсковыми частями. После чего перекрыть подачу туда электроэнергии и воды, заблокировать канализацию и постараться оставить сепаратистов без связи с внешним миром при помощи средств подавления радиосигналов. А огонь открывать только в том случае, если забаррикадировавшиеся пойдут на прорыв. Ну и сколько они там высидят? Другое дело, располагает ли сегодняшняя украинская власть достаточными ресурсами для подобного сценария… Но это единственный шанс не дать террористической заразе расползтись по всему региону.
В ночь на понедельник мировое сообщество ясно и недвусмысленно отреагировало на попытки России выдать ползучую оккупацию юго-востока Украины за «народно-освободительное движение». На созванном по инициативе России заседании Совбеза ООН ни один из постоянных членов этого органа позицию нашей страны не поддержал. А представитель Великобритании г-н Грант прямо заявил, что «международное сообщество не одурачено кремлевской пропагандой и дезинформацией». Кроме того, на заседании выступил помощник Генсека ООН по политическим вопросам Оскар Фернандес-Таранко. Он рассказал собравшимся, что наблюдатели международной организации, прибывшие накануне в Славянск, «видели вооруженных ополченцев с АК-47, пулеметами и снайперскими винтовками». Из выступления важного ооновского чиновника также следовало, что, с его точки зрения, «начиная с 6 апреля "вооруженные лица" занимали государственные здания и конфисковали огнестрельное оружие в Донецке, Луганске и Харькове». А за последние 24 часа волнения и захват государственных зданий распространились на другие города восточной Украины, еще как минимум пять, включая Славянск, Краматорск и Дружковку.
Нет никаких сомнений в том, что в свете последних событий на Украине, новые санкции западного сообщества в отношении России на бумаге не останутся и в ближайшее время охватят различные сферы экономической деятельности. Другими словами, Россия семимильными шагами движется по пути Ирана. И это маршрут в одну сторону, пока без обратного билета, — к тотальной международной изоляции. А как последствия этой изоляции скажутся на жизни внутри России… Об этом граждане узнают уже очень скоро.
Фотография ИТАР-ТАСС