КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионах«Украинский» враг московской бюрократии

17 АПРЕЛЯ 2014 г. ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО

ИТАР-ТАСС

Пропагандистская кампания, развернувшаяся в последние месяцы на главных телеканалах страны в связи с украинскими событиями, заставляет вспомнить затхлую идеологическую формулу советской эпохи: «Народ и партия едины».

Четверть века назад принуждение к обязательному единомыслию исчезло в нашем обществе, как распалась и единственно верная идеология. И вот сейчас «россияне», только недавно избавившиеся от пропагандистских шор, начавшие присматриваться к тому, как живет окружающий мир, встали перед роковым выбором. Как быть, когда их настойчиво приглашают возвращаться в зону действия старой административно-командной системы?

Мелькают сообщения о фобиях, охвативших рядового обывателя под воздействием телеистерии. Все же в нынешней пропаганде нет сплошного массива лжи. Среднеарифметический обитатель РФ вполне может искать альтернативную информацию и иметь собственное мнение.

Вот старый инженер Н. из бывших «красных директоров»: родом из Днепропетровска, но всю жизнь проработал в Центральной России. Много лет занимал руководящие должности на крупных заводах тяжелого машиностроения, лауреат Государственной премии РФ. Живо интересуется всем происходящим на Украине, звонит туда и переписывается с оставшимися друзьями. Один из них, киевлянин, горячо поддержал Майдан, другой, с родины Юлии Тимошенко, скептичен по отношению к новой власти. Н. по национальности еврей, человек опытный, осторожный, еще в недавнем прошлом от него зависело благополучие сотен заводчан и их семей. Он долго рассуждает на тему опасности национализма и здорового советского интернационализма. Удивляется тому, что молодежь из семьи его киевского приятеля, также еврея, не только сочувствовала протестантам с площади Независимости, но и проводила там все свободное время. Оканчивает он свои рассуждения неожиданным заключением: «Был я недавно в нашей городской администрации. По сравнению с советским временем там сотрудников раза в 2 больше. Зашел за пустяшной справкой, потратил часа два. Или возьмите аптеки. Растут как грибы, на нашей улице их с десяток, значит, приносят хорошую прибыль. Все нужные лекарства импортные и дорогие, за них сдирают три цены. Власти наши все делают для того, чтобы людей раздражать и склонить к Майдану».

В конце февраля беседую с 30-летним педагогом-музыкантом из рабочей семьи. Тот клянет почему-то Ющенко, происки Запада, а заканчивает неожиданно: «Если бы Янукович не воровал без меры, все может и закончилось бы не так. Нашим товарищам наверху это нужно усвоить».

После торжественного присоединения Крыма разговорился с электриком лет 50. Тот радуется, хотя тут же и вздыхает: «Теперь нам придется все оплачивать. И Крым, и падение рубля, и иномарки вот дорожают, а чиновники только мзду на лапу увеличат».

Подобными размышлениями, конечно, люди делятся не с ходу, не кричат об этом на перекрестках. Но их можно считать весьма характерными для настроений среднего человека. Воронежский публицист и русский националист Святослав Иванов, горячий критик Майдана, недаром озабоченно писал в конце марта: «Мощное влияние кипящего украинского котла ощущается уже сегодня. Даже бывшие торговцы Центрального рынка Воронежа, протестуя против его закрытия, вышли с плакатом: “Не будет работы — будет революция!” И это только начало». Этот автор-патриот склонен в своих анализах к преувеличениям опасностей, грозящих отечеству. Однако наши граждане действительно устали наталкиваться на запрещающую длань нечистой на руку бюрократии.

Усталость эта лишь указывает на степень раздраженности простого народа. А вот отечественные чиновники мгновенно мобилизовались в связи с антиукраинскими лозунгами. Для них Украина теперь синоним революции. Революция — синоним экстремизма.

Ревностных общественников, хлопочущих о разрешении больных вопросов, актуальных для местных жителей, чиновники приписывают если не к врагам народа, то к бунтовщикам. Так случилось в Ногинском районе Московской области с жительницей бедствующей деревни Тимохово Татьяной Люличевой. Деревня находится в эпицентре зловония, досаждающего населению Восточного Подмосковья. Вдобавок река Бизяевка, протекающая на окраине села, в феврале почернела, а химический анализ воды показал значительные превышения в ней вредных веществ. 4 апреля на место происшествия приезжали сотрудники МЧС брать пробы воздуха. Затем Люличева как представитель общественности направилась в здание администрации сельского поселения Аксено-Бутырское. Заместитель его главы, Андрей Кудряшов, счел, что она там лишняя и потребовал, чтоб Татьяна ушла, т.к. в помещении «дышать нам нечем». В качестве главного довода «мне пояснили, — рассказывает Люличева, — что я развела Майдан»! Конечно, это был тонкий намек на известное для местных бюрократов происхождение женщины, чья девичья фамилия — Печко. «Я украинка, — написала она тем вечером в социальных сетях, — и этим горжусь! Родилась и выросла в Донецкой области. Вышла замуж за русского в 1991 г. И никогда не думала, что меня будут унижать какие то г… из какой то администрации. Довели до слез. Никто из моих родных ни разу не сказал что-то плохое в адрес русских. Почему же со мной так поступают?» Ответ очевиден. Потому что требует от чиновников решать проблемы людей. «Я с нашей администрацией воюю с 2010 г., — продолжает она. — Мне негде брать питьевую воду. Много денег отдаю на нее. Я нашей администрации и [руководителям] полигона «Тимохово» как кость в горле». И заключает: «К чему я пишу это? Да для того, чтоб люди видели и слышали все, что происходит. Как можно жить без воздуха и воды?!»

Но руководители на местах теперь считают, что требовать от них неотравленного воздуха и неядовитой воды — бунт. Интересно, что скажут на это те русские, что поднялись сейчас в Донецкой земле отстаивать свое право на русский язык и связи с Россией? Оказывается, на исторической родине их земляков с легкостью могут обвинять в подстрекательстве, если они отстаивают свои права. Татьяна Лапина, одна из тех жителей Ногинского района, что неравнодушны к проблемам экологии, также говорит о наличии подобных повадок среди местных бюрократов: «Нашу борьбу с полигоном ТБО (с подачи регионального министра экологии Шомахова) в правительстве Московской области иначе, как политическим заказом, не называют! Они хотят обвинить нас в организации местного Майдана! Поэтому все жалобы на местном уровне — бесполезны!»

У областного министра экологии и природопользования Анзора Шомахова, видимо, уже сформировался навык обвинять своих оппонентов и критиков в заговоре. Недавно он направил ректору МГУ письмо, названное в блогосфере доносом, в котором обвинил Дружину охраны природы биологического факультета в кампании очернительства, которую студенты под руководством «Гринпис» и «других экстремистских организаций» якобы ведут против «деятельности Правительства Московской области в сфере охраны окружающей среды» («Московский комсомолец», № 26493).

В социальных же сетях пишет Елена Попова из Электроуглей Московской области, что их мэр на оперативном совещании, посвященном проблеме чистого воздуха, рассуждал таким образом: «Если вы против меня, значит, против Лаптева [главы Ногинского района МО—ПП.] и Воробьева [губернатора МО], а, значит, и против Путина, т.е. против всей России».

Логика, удобная для начальников, корнями своими уходящая в почву ленинизма-сталинизма, из которого многие из них вышли. Создатель советской системы Ленин незадолго до смерти с ужасом обнаружил, что партийно-государственный аппарат представляет главную опасность для развития страны. Номенклатуре удобно было существовать в поисках врага как лучшем способе упрочения собственной власти. Но для общества такой ход развития являлся губительным полетом в пропасть.

Нынешних наследников партократов, кажется, вновь обуяла идея укрепления собственной власти с помощью образа осажденного военного лагеря и поиска врагов. 70 лет назад, после разгрома фашизма, самые широкие круги советского общества ожидали перемен: смягчения колхозного ярма, социальной справедливости, расширения личных свобод и прав. Однако Сталин, начав «холодную войну», приступил к очередным чисткам. Пропаганда тогда объясняла все негативные явления происками «Вашингтона», растлевающего здоровых советских граждан. Нынче в этот ряд супостатов вставлена и «бандеровская» Украина. Из сгнивших идеологических сундуков вытащен жупел «национал-предателей» и прочие мрачные клички. Правящему классу кажется, что он обрел палочку-выручалочку для укрепления своего положения. При этом забывают старую истину: народ можно ослепить и взнуздать, но проблемы не исчезнут. Земля уйдет из-под ног «победителей» в час их очередного триумфа. Выход, впрочем, есть. Он неизменен:возврат к трезвости, к диалогу с обществом и социальному миру.

Пожалуйста, подождите



На фото: Площадь Независимости в Киеве стало местом семейных прогулок киевлян и гостей
(Фотография автора)


Фото вверху: ИТАР-ТАСС/ЕРА


Версия для печати