4 декабря в Казахстане состоятся выборы Назарбаева
Иного не дано. Президентом Казахстана на досрочных выборах в воскресенье будет выбран Нурсултан Назарбаев, который сохранит таким образом свой пост еще на 7 лет, до 2013 года. В победе 65-летнего патриарха казахстанской политики, похоже, не сомневаются даже его противники как внутри страны, так и в зарубежье - что в близком, что в далеком. Что касается оппозиции, так она в Казахстане есть. Некоторую ее часть называют даже непримиримой. Ту, которая объединилась в движение «За справедливый Казахстан» (ЗСК). Председатель ЗСК, бывший спикер казахстанского парламента, а еще раньше генеральный прокурор Жармахан Туякбай также баллотируется в президенты. Есть еще один кандидат от статусной оппозиции, Алихан Байменов. Но он – умеренный оппозиционер, лидер партии «Ак жол» (Светлый путь), в отличие от «Настоящего Ак жола» вошедшего в ЗСК. Так что голоса протестного электората на выборах будут раздроблены. Тем более что в списке кандидатов есть еще две персоны, эколог Мэлс Елеусизов и коммунист-раскольник Ерасыл Абылкасымов, не имеющие, впрочем, никаких реальных шансов получить сколь-нибудь значимое количество голосов.
Большинство опросов общественного мнения в Казахстане показывают сегодня неоспоримое преимущество нынешнего президента над своими соперниками. Цифры колеблются, но в любом случае надежно превышают 50 процентов, достаточных для победы уже в первом туре. Да и сама по себе вероятность проведения второго тура для власти просто немыслима - это уже означало бы моральное поражение Назарбаева. Казалось бы, в ситуации, когда предвыборные позиции Нурсултана Абишевича Назарбаева неколебимы, его агитационная кампания могла бы быть сведена к минимуму. Отчасти так и есть: президент не брал отпуск на время проведение кампании и продолжал уверенно демонстрировать стране, кто в доме хозяин. Назарбаев отказался вступать с конкурентами в предвыборные теледебаты в прямом эфире, поскольку не считал их себе равными, а поднимать их до своего уровня не желал. Возможно, это было даже гуманно по отношению к оппонентам, поскольку дискуссии, скажем, на экономические либо социальные темы непременно обнаружили бы несостоятельность некоторых из них. Другое дело, что могли быть подняты и другие темы – прямой эфир же, - которые оказались бы для президента Назарбаева весьма некомфортными. Но об этом чуть ниже.
По всем вышеизложенным причинам главные предвыборные лозунги президентской команды были очень простыми. Предельно лаконично их изложила старшая дочь Нурсултана Абишевича - медиа-магнат и депутат, лидер политической партии и молодая бабушка, подарившая президенту титул прадеда. На днях Дарига Назарбаева дала интервью, сказав следующее: «Сейчас мы живем спокойно благодаря президенту Назарбаеву. Благодаря его мудрой политике у нас нет войны, как в Карабахе. Нет майдана, как на Украине, и нет стычек, как в Узбекистане, нет золотых памятников, как в Туркмении. Мой отец не будет пожизненным президентом. Поэтому не знать такого президента нельзя. Фигура такого масштаба рождается раз в 100 лет: как Петр 1 в России, Ататюрк в Турции или Мао Цзэдун в Китае».
Этот слоган – квинтэссенция всех публичных политтехнологий официальной Астаны. Действует эффективно и обезоруживающе. Предполагается, что казахам должны быть лестны такие аналогии. Случайно или нет, но Дарига Назарбаева не стала сравнивать свою страну с соседней с Киргизией, с ее бунтами заключенных и мирными маршами из провинции в столицу. Именно эти киргизские технологии, как выяснилось, серьезно пугают власти в Казахстане. Чтобы предохранить распространение этой «заразы», с 29 ноября граница между двумя странами перешла на усиленный режим работы. А накануне из Алма-Аты были насильно депортированы на родину около полутора сотен киргизских торговцев.
При всей демонстрируемой Астаной уверенности в исходе выборов, в действиях властей наблюдается какая-то нервозность. Группам независимых наблюдателей от СНГ, -CIS-EMO(не путать с официальной миссией наблюдателей от исполкома СНГ) на днях внезапно было отказано в праве работать на выборах. Возможно, есть опасение, что на местах начальники по привычке будут действовать примитивно, применяя административный ресурс, чтобы добиться уже заявленных ожидаемых результатов голосования - от 68 до 72 процентов за Назарбаева. А это приведет к нежелательным оценкам со стороны международных наблюдателей, что поставит под сомнение амбициозные намерения Казахстана стать председателем в ОБСЕ в 2009 году. Если судить по заявлениям и резолюциям, во множестве сделанным и принятым за последние недели западными лидерами, конгрессом США, Евросоюзом и проч., то «на кон» для Казахстана 4 декабря поставлено очень многое.
Тем более что ситуация неожиданно обострилась 12 ноября, когда при странных обстоятельствах у себя дома был найден застреленным давний и многолетний соратник президента Заманбек Нуркадилов. Бывший мэр Алма-Аты и Алма-атинской области, экс-министр МЧС, 61-летний Нуркадилов слыл политиком ярким и непредсказуемым. В прошлом году он перешел в оппозицию к Назарбаеву и собирался участвовать в президентских выборах, но дал себя уговорить отказаться от этого в пользу «единого кандидата» оппозиции Туякбая. Сейчас власти настойчиво убеждают общество, что Нуркадилов покончил жизнь самоубийством из-за неурядиц в семье. Версия выглядит малоправдоподобной, поскольку трудно поверить, что самоубийца способен был стрелять в себя трижды, причем дважды через звукопоглощающую подушечку, найденную рядом.
Случившееся, естественно, бросает тень на власть. Но кому это могло понадобиться? В стране заговорили о существовании некой «третьей силы», заинтересованной в дискредитации Назарбаева и происхождением своим имеющей саму власть. Искушенные казахстанские политологи считают, что правящая элита неоднородна и часть ее весьма настороженно относится к радикальным политическим реформам, якобы обещанным Назарбаевым после выборов. Искать ли эту «третью силу» среди недовольных? Ответа нет. Пока.
Обвинять же в устранении Нуркадилова казахстанскую оппозицию не решаются даже ее злейшие недоброжелатели. Слишком она «вегетарианская» по своему характеру… Гораздо «технологичнее» представить ее в роли зачинщика беспорядков на киргизский или на даже на французский манер. 1 декабря известный казахстанский журналист и общественный деятель Сергей Дуванов распространил информацию, что «на 2 декабря ориентировочно правоохранительные органы готовят провокацию, вывод на одну из площадей нанятых людей, которые попытаются сжечь несколько автомашин, разграбить несколько магазинов». «Часть из них, утверждает Дуванов, будет арестована и мародеры будут давать показания, что их наняли оппозиционеры, принципиально, что это должно произойти до выборов…».
Но, так или иначе, самое важное то, что будет после выборов. Президента Назарбаева ждут нелегкие времена. Неминуемо придется разбираться с делом, на обсуждение и даже на обозначение которого во время предвыборной кампании было наложено табу - иначе уголовное преследование. Речь идет о пресловутом деле «Казахгейт», коррупционном судебном расследовании, которое уже несколько лет ведет федеральный суд Южного округа Нью-Йорка. Дело называется «США против Джеймса Гиффена», американского юриста, служившего с середины 90-х годов советником президента Назарбаева и помогавшего американским нефтяным компаниям получить право осваивать казахстанские нефтяные месторождения. Американская фемида обвиняет Гиффена в нарушении американского «Закона о даче взяток чиновникам за рубежом», выплате взяток членам руководства Казахстана на десятки миллионов долларов. Среди фигурантов дела – сам Назарбаев и бывший премьер-министр Нурлан Балгимбаев.
Несколько месяцев назад адвокаты Джеймса Гиффена решили защищать своего клиента самым скандальным для имиджа казахстанских лидеров образом. Они получили право доказывать в суде, что Гиффен коррумпировал этих лидеров с ведома ЦРУ и других государственных структур США, другими словами, вербовал их в американских интересах. Доказательством этому должны стать документы правительственных ведомств США, которые затребованы судом и поступят в его распоряжение после надлежащей цезуры на предмет сохранения государственных секретов.
И вот 30 ноября агентство Bloomberg сообщило о новых, недавно преданных гласности документах нью-йоркского суда. Согласно заявлению защиты Гиффена, он сообщал американским властям, что «Назарбаев был инициатором, санкционировал открытие секретных оффшорных счетов, на которые поступали средства по этим (нефтяным – А.Д.) сделкам для того, чтобы иметь в личном распоряжении деньги, которые он может расходовать, как он пожелает». Гиффен также указывает, как он следовал инструкциям Назарбаева и «организовывал открытие ряда таких счетов». «Президент (Назарбаев – ЕЖ) хотел, чтобы эти счета и поступления на них денег держались в тайне, чтобы о них не знали нефтяные компании, другие члены казахстанского правительства и общественность Казахстана». Очевидно, что Джеймс Гиффен, спасая свою шкуру перед американским правосудием, грозящим ему многими годами тюрьмы и баснословными денежными санкциями, решил безжалостно «топить» своего бывшего казахстанского патрона. Его действия выглядят самым бессовестным образом, но если документы, представленные им суду, будут сочтены доказательными, то Назарбаеву остается искренне посочувствовать…
К этому можно добавить, что российские спецслужбы несколько раз предупреждали Назарбаева о том, что Джеймс Гиффен – агент ЦРУ. Впервые Назарбаев узнал об этом из письма, направленного Администрацией президента России не позднее лета 1996 года. В письме говорилось о том, что Гиффен находится под наблюдением КГБ с тех пор, как в 60-х годах работал в Armko Steel Corporation, которая, несмотря на «холодную войну», поставляла в СССР трубы и буровое оборудование. Это письмо было направлено с санкции президента Ельцина. Утечка информации попала тогда в казахстанскую прессу. Газета «Караван» направила официальный запрос председателю Комитета нацбезопасности Альнуру Мусаеву, который ответил, что не располагает информацией о связях Гиффена с ЦРУ. Еще одно предупреждение из Москвы по поводу Гиффена пришло в 1998 году, на этот раз от российской финансовой полиции, и было направлено лично председателю КНБ Казахстана Нуртаю Абыкаеву. Как он распорядился этим документом – неизвестно.
Понятно, что нынешнее скандальное развитие «Казахгейта» мало скажется на результатах президентских выборов 4 декабря. Но что будет после апреля 2006 года, когда судебный процесс в Нью-Йорке начнется?
Обсудить "4 декабря в Казахстане состоятся выборы Назарбаева" на форумеБольшинство опросов общественного мнения в Казахстане показывают сегодня неоспоримое преимущество нынешнего президента над своими соперниками. Цифры колеблются, но в любом случае надежно превышают 50 процентов, достаточных для победы уже в первом туре. Да и сама по себе вероятность проведения второго тура для власти просто немыслима - это уже означало бы моральное поражение Назарбаева. Казалось бы, в ситуации, когда предвыборные позиции Нурсултана Абишевича Назарбаева неколебимы, его агитационная кампания могла бы быть сведена к минимуму. Отчасти так и есть: президент не брал отпуск на время проведение кампании и продолжал уверенно демонстрировать стране, кто в доме хозяин. Назарбаев отказался вступать с конкурентами в предвыборные теледебаты в прямом эфире, поскольку не считал их себе равными, а поднимать их до своего уровня не желал. Возможно, это было даже гуманно по отношению к оппонентам, поскольку дискуссии, скажем, на экономические либо социальные темы непременно обнаружили бы несостоятельность некоторых из них. Другое дело, что могли быть подняты и другие темы – прямой эфир же, - которые оказались бы для президента Назарбаева весьма некомфортными. Но об этом чуть ниже.
По всем вышеизложенным причинам главные предвыборные лозунги президентской команды были очень простыми. Предельно лаконично их изложила старшая дочь Нурсултана Абишевича - медиа-магнат и депутат, лидер политической партии и молодая бабушка, подарившая президенту титул прадеда. На днях Дарига Назарбаева дала интервью, сказав следующее: «Сейчас мы живем спокойно благодаря президенту Назарбаеву. Благодаря его мудрой политике у нас нет войны, как в Карабахе. Нет майдана, как на Украине, и нет стычек, как в Узбекистане, нет золотых памятников, как в Туркмении. Мой отец не будет пожизненным президентом. Поэтому не знать такого президента нельзя. Фигура такого масштаба рождается раз в 100 лет: как Петр 1 в России, Ататюрк в Турции или Мао Цзэдун в Китае».
Этот слоган – квинтэссенция всех публичных политтехнологий официальной Астаны. Действует эффективно и обезоруживающе. Предполагается, что казахам должны быть лестны такие аналогии. Случайно или нет, но Дарига Назарбаева не стала сравнивать свою страну с соседней с Киргизией, с ее бунтами заключенных и мирными маршами из провинции в столицу. Именно эти киргизские технологии, как выяснилось, серьезно пугают власти в Казахстане. Чтобы предохранить распространение этой «заразы», с 29 ноября граница между двумя странами перешла на усиленный режим работы. А накануне из Алма-Аты были насильно депортированы на родину около полутора сотен киргизских торговцев.
При всей демонстрируемой Астаной уверенности в исходе выборов, в действиях властей наблюдается какая-то нервозность. Группам независимых наблюдателей от СНГ, -CIS-EMO(не путать с официальной миссией наблюдателей от исполкома СНГ) на днях внезапно было отказано в праве работать на выборах. Возможно, есть опасение, что на местах начальники по привычке будут действовать примитивно, применяя административный ресурс, чтобы добиться уже заявленных ожидаемых результатов голосования - от 68 до 72 процентов за Назарбаева. А это приведет к нежелательным оценкам со стороны международных наблюдателей, что поставит под сомнение амбициозные намерения Казахстана стать председателем в ОБСЕ в 2009 году. Если судить по заявлениям и резолюциям, во множестве сделанным и принятым за последние недели западными лидерами, конгрессом США, Евросоюзом и проч., то «на кон» для Казахстана 4 декабря поставлено очень многое.
Тем более что ситуация неожиданно обострилась 12 ноября, когда при странных обстоятельствах у себя дома был найден застреленным давний и многолетний соратник президента Заманбек Нуркадилов. Бывший мэр Алма-Аты и Алма-атинской области, экс-министр МЧС, 61-летний Нуркадилов слыл политиком ярким и непредсказуемым. В прошлом году он перешел в оппозицию к Назарбаеву и собирался участвовать в президентских выборах, но дал себя уговорить отказаться от этого в пользу «единого кандидата» оппозиции Туякбая. Сейчас власти настойчиво убеждают общество, что Нуркадилов покончил жизнь самоубийством из-за неурядиц в семье. Версия выглядит малоправдоподобной, поскольку трудно поверить, что самоубийца способен был стрелять в себя трижды, причем дважды через звукопоглощающую подушечку, найденную рядом.
Случившееся, естественно, бросает тень на власть. Но кому это могло понадобиться? В стране заговорили о существовании некой «третьей силы», заинтересованной в дискредитации Назарбаева и происхождением своим имеющей саму власть. Искушенные казахстанские политологи считают, что правящая элита неоднородна и часть ее весьма настороженно относится к радикальным политическим реформам, якобы обещанным Назарбаевым после выборов. Искать ли эту «третью силу» среди недовольных? Ответа нет. Пока.
Обвинять же в устранении Нуркадилова казахстанскую оппозицию не решаются даже ее злейшие недоброжелатели. Слишком она «вегетарианская» по своему характеру… Гораздо «технологичнее» представить ее в роли зачинщика беспорядков на киргизский или на даже на французский манер. 1 декабря известный казахстанский журналист и общественный деятель Сергей Дуванов распространил информацию, что «на 2 декабря ориентировочно правоохранительные органы готовят провокацию, вывод на одну из площадей нанятых людей, которые попытаются сжечь несколько автомашин, разграбить несколько магазинов». «Часть из них, утверждает Дуванов, будет арестована и мародеры будут давать показания, что их наняли оппозиционеры, принципиально, что это должно произойти до выборов…».
Но, так или иначе, самое важное то, что будет после выборов. Президента Назарбаева ждут нелегкие времена. Неминуемо придется разбираться с делом, на обсуждение и даже на обозначение которого во время предвыборной кампании было наложено табу - иначе уголовное преследование. Речь идет о пресловутом деле «Казахгейт», коррупционном судебном расследовании, которое уже несколько лет ведет федеральный суд Южного округа Нью-Йорка. Дело называется «США против Джеймса Гиффена», американского юриста, служившего с середины 90-х годов советником президента Назарбаева и помогавшего американским нефтяным компаниям получить право осваивать казахстанские нефтяные месторождения. Американская фемида обвиняет Гиффена в нарушении американского «Закона о даче взяток чиновникам за рубежом», выплате взяток членам руководства Казахстана на десятки миллионов долларов. Среди фигурантов дела – сам Назарбаев и бывший премьер-министр Нурлан Балгимбаев.
Несколько месяцев назад адвокаты Джеймса Гиффена решили защищать своего клиента самым скандальным для имиджа казахстанских лидеров образом. Они получили право доказывать в суде, что Гиффен коррумпировал этих лидеров с ведома ЦРУ и других государственных структур США, другими словами, вербовал их в американских интересах. Доказательством этому должны стать документы правительственных ведомств США, которые затребованы судом и поступят в его распоряжение после надлежащей цезуры на предмет сохранения государственных секретов.
И вот 30 ноября агентство Bloomberg сообщило о новых, недавно преданных гласности документах нью-йоркского суда. Согласно заявлению защиты Гиффена, он сообщал американским властям, что «Назарбаев был инициатором, санкционировал открытие секретных оффшорных счетов, на которые поступали средства по этим (нефтяным – А.Д.) сделкам для того, чтобы иметь в личном распоряжении деньги, которые он может расходовать, как он пожелает». Гиффен также указывает, как он следовал инструкциям Назарбаева и «организовывал открытие ряда таких счетов». «Президент (Назарбаев – ЕЖ) хотел, чтобы эти счета и поступления на них денег держались в тайне, чтобы о них не знали нефтяные компании, другие члены казахстанского правительства и общественность Казахстана». Очевидно, что Джеймс Гиффен, спасая свою шкуру перед американским правосудием, грозящим ему многими годами тюрьмы и баснословными денежными санкциями, решил безжалостно «топить» своего бывшего казахстанского патрона. Его действия выглядят самым бессовестным образом, но если документы, представленные им суду, будут сочтены доказательными, то Назарбаеву остается искренне посочувствовать…
К этому можно добавить, что российские спецслужбы несколько раз предупреждали Назарбаева о том, что Джеймс Гиффен – агент ЦРУ. Впервые Назарбаев узнал об этом из письма, направленного Администрацией президента России не позднее лета 1996 года. В письме говорилось о том, что Гиффен находится под наблюдением КГБ с тех пор, как в 60-х годах работал в Armko Steel Corporation, которая, несмотря на «холодную войну», поставляла в СССР трубы и буровое оборудование. Это письмо было направлено с санкции президента Ельцина. Утечка информации попала тогда в казахстанскую прессу. Газета «Караван» направила официальный запрос председателю Комитета нацбезопасности Альнуру Мусаеву, который ответил, что не располагает информацией о связях Гиффена с ЦРУ. Еще одно предупреждение из Москвы по поводу Гиффена пришло в 1998 году, на этот раз от российской финансовой полиции, и было направлено лично председателю КНБ Казахстана Нуртаю Абыкаеву. Как он распорядился этим документом – неизвестно.
Понятно, что нынешнее скандальное развитие «Казахгейта» мало скажется на результатах президентских выборов 4 декабря. Но что будет после апреля 2006 года, когда судебный процесс в Нью-Йорке начнется?